Автомобильный портал
Поиск по сайту

Подходит тсп 15к к мостам легковых автомобилей. Трансмиссионное масло. Массовая доля, %

Масло ТСП-15к – это популярная трансмиссионная жидкость, активно используемая для транспортной . Его производственная история известна ещё из советских времён, а качественные критерии, рейтинг, узнаваемость и распространённость не снизились и до сегодняшних дней. Начиналось его производство с Камского автозавода с целенаправленным предназначением для повышения эксплуатации трансмиссионных узлов «КамАЗов», однако, сегодня эта смазка производится разными заводами изготовителями, а сфера его использования стала значительно обширней. В этой статье изучим состав и , её предназначение и возможные области применения, расскажем о самых известных производителях продукта, аналогах товара зарубежного производства.

Трансмиссионное масло ТСП-15 изготавливается из серосодержащего нефтепродукта.

Состав масла

Трансмиссионное масло ТСП-15 причисляется к категории минеральных смазочных продуктов. Процесс изготовления продукции основывается на очищении, разделении и обработке нефти с огромной вместительностью серосодержащих ингредиентов. В результате обработки получается смазка на базе остаточных веществ с примесями дистиллятного вида. Главным действующим ингредиентом масла является сера, которая повышает антифрикционные характеристики продукта, что значительно сказывается на его способности противодействовать негативным эффектам от процесса трения, являющегося характерным для трансмиссионных деталей. Кроме этого, в масло добавляются компонентные присадки для улучшения качества продукта, повышения антикоррозийных и противопенных свойств.

Технические характеристики

Масло трансмиссионное ТСП изготавливается в соответствии с ГОСТом 23652–79, по SAE имеет маркировку 80W-90, причисляется к категории продуктов ТМ-3 и идентифицируется шифром ТМ-3–18. Смазка имеет следующие базовые технологические характеристики:

  1. Согласно технологии производства, при рабочей температуре сто градусов по Цельсию составляет пятнадцать единиц, при этом вариативная тягучесть масла ТСП-15к при температурном режиме в минус двадцать градусов должна колебаться в пределах до семидесяти пяти баллов.
  2. Плотность масла ТСП-15к не превышает девятьсот десять единиц.
  3. Диапазон рабочих температур варьируется от двадцати градусов с минусом до ста тридцати с плюсом. При этом застывает смазка при температуре не выше двадцати градусов мороза, а температурные критерии возгорания не меньше двухсот сорока градусов.
  4. Коэффициент задира, согласно производственным нормам, составляет не меньше пятисот сорока единиц, склонность к пенообразованию не превышает показателя триста в рабочем состоянии.
  5. Массовая часть воды не должна определяться, возможны только её следы в составе, а механические примеси согласно стандарту не превосходят сотой части процента.

ТСП-15к, согласно техническим критериям, можно отнести к многоцелевым смазкам, дозволено применять на транспортных средствах в любое время года. Срок службы масла колеблется от тридцати шести до семидесяти двух тысяч километров, в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Область применения

Первоначально круг применения масла ТСП ограничивался грузовыми «КамАЗами», при этом его рекомендовали к использованию как в главной передаче, так и для заливки в трансмиссионные узлы. На сегодня сектор применения смазки ТСП-15к намного обширней. Масло ТСП может использоваться в грузовом транспорте любого типа с передачами спирально-конической и цилиндрической модификаций. Его активно применяют для смазки узлов и агрегатов агротехники, строительных машин и тракторов. Применение смазки рекомендуется для всех видов транспорта, техническая документация к которым предусматривает заливку жидкости класса ТМ-3.

Что скрывается в названии?

Масло ТСП-15 причисляется к категории масел с идентификатором ТМ-3. Что же обозначает его название? На основании технической документации, маркировка «ТСП-15к» интерпретируется следующим образом:

  1. Буква «Т» – это сокращение от слова «трансмиссионное».
  2. Символ «С» свидетельствует об изготовлении товара из серосодержащего нефтепродукта.
  3. Буква «П» констатирует наличие в продукции присадок, которые обеспечивают износоустойчивость обрабатываемых конструкций и гарантируют качество масла.
  4. Число 15 свидетельствует о коэффициенте вязкости смазки.
  5. Символ «к» расшифровывается как векторная стандартизация продукции, а, точнее, секторное предназначение масла для технических узлов «КамАЗов».

Раньше, когда был один завод производитель масла этой категории, оно называлось просто ТСП-15к. Сегодня его изготовлением занимается несколько крупных производителей смазочной продукции и масса мелких фирм. Чтобы выделить своё масло среди аналогичных товаров, крупные заводы часто перед маркировкой прописывают название фирмы. При выборе масла ориентировкой для покупателя должна в первую очередь быть маркировка товара, которая характеризует технические его особенности, а потом уже ориентировка на изготовителя.

Конкуренты и международное признание

Самым популярным производителем масла ТСП-15к на сегодня считается Лукойл, однако, он не является монополистом в этой сфере деятельности. Самыми крупными соперниками Лукойла считаются и РосНефть. Трансмиссионное масло категории ТСП-15к также производится многими небольшими заводами, наиболее активными среди которых считаются концерны Заречье и Necton Sea, а также многочисленными региональными поставщиками.

Кроме всего прочего, масло ТСП-15 по классификации API соответствует стандартизации GL-3, признанной во всём мире. По этим же стандартам изготавливаются смазочные жидкости для грузовой техники заграничными производителями. Самые популярные импортные аналоги смазочной жидкости ТСП 15: Шелл, SpiraxEP 90W Mobil, Gear oil EP 90 и другие. Наличие аналогов на международном рынке говорит о высокой конкурентоспособности отечественной жидкости ТСП, подтверждает её востребованность в промышленной сфере. Несмотря на жёсткий контроль зарубежного рынка своими производителями, ТСП-15 успешно экспортируется за границу и имеет своего покупателя.

Подведём итоги

Масло ТСП признано не только отечественным потребителем, но и причисляется к , признанным во всём мире. Его качественные характеристики доказали своё эффективное влияние на эксплуатационные свойства трансмиссионных конструкций при условии применения продукции в соответствующих климатических регионах. Приоритетность стоит отдавать маслам, которые продаются в точках продаж, имеющих сертификационные документы на реализуемые товары. Только так покупатель сможет обезопасить себя от приобретения некачественной смазочной продукции, которая не соответствует стандартам ГОСТ, а, соответственно, и заявленным характеристикам.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МАСЛА ТРАНСМИССИОННЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Дата введения 01.01.81

Настоящий стандарт распространяется на нефтяные трансмиссионные масла, предназначенные для смазывания агрегатов трансмиссий (автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных и строительных машин) и зубчатых редукторов.

Стандарт не распространяется на загущенные трансмиссионные масла.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 2.2 и разд. 4, 5.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 8).

1. МАРКИ

В зависимости от вязкости, области применения и состава устанавливаются следующие марки трансмиссионных масел:

ТЭп-15 - изготовляемое на основе экстрактов остаточного и дистиллятного масел с противоизносной и депрессорной присадками и применяемое для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач;

ТСп-10 - изготовляемое путем смешения деасфальтизата эмбенских нефтей с маловязким низкозастывающим дистиллятным компонентом, содержащее противозадирную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;

ТАп-15В - изготовляемое из смеси экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел или фильтрата обезмасливания парафина, содержащее противозадирную и депрессорную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;

ТСп-15К - изготовляемое из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей, содержащее противозадирную, противоизносную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ;

ТСп-14 гип - изготовляемое из смеси остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей, содержащее противозадирную, антиокислительную, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для гипоидных передач грузовых автомобилей;

ТАД-17и - универсальное, изготовляемое на минеральной основе, содержащее многофункциональную серофосфоросодержащую, депрессорную и антипенную присадки и применяемое для смазывания цилиндрических, конических, червячных, спирально-конических и гипоидных передач автомобилей ВАЗ и другой техники.

Соответствие установленных стандартом марок масел ранее принятым ГОСТ 17479.2 и маркам масел по зарубежным классификациям, а также температурные области применения масел приведены в приложениях 1 и 2.

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 3, 5).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Трансмиссионные масла должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов масел, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям трансмиссионные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Наименование
показателя

Норма для марки

Метод
испытания

ОКП 02 5362 0100

ОКП 02 5363 0100

ОКП 02 5363 0300

ОКП 02 5363 0200

ТСп-14 гип ОКП 02 5363 0400

ОКП 02 5364 0600

1. Плотность при 20 °С, г/см 3 , не более

2. Вязкость кинематическая, мм 2 /с (сСт):

3. Вязкость динамическая, Пас (П), не более, при температуре:

6. Температура застывания, °С, не выше

7. Массовая доля механических примесей, %, не более

Отсутствие

11. Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более

12. Массовая доля активных элементов за счет присадок, %, не менее:

Не более 3,0

Не нормируется. Определение обязательно

13. Термоокислительная стабильность, %, не более:

индекс задира (И 3), Н (кгс), не менее

нагрузка свари-вания (Р с), Н (кгс), не менее

показатель износа (Д и) при осевой нагрузке 392 Н (40 кгс) при (20 ± 5) °С, в течение 1 ч, мм, не более

16. Совместимость с резиной марки УИМ-1 (изменение объема), %

19. (Исключен, Изм. № 2).

20. Коксуемость, %, не более

Примечания:

1. (Исключен, Изм. № 2).

2. (Исключен, Изм. № 5).

3. В механических примесях не допускаются песок и другие абразивные вещества.

5-7. (Исключены, Изм. № 7).

8. (Исключен, Изм. № 3).

9. Норма осадка в петролейном эфире (показатель 136) для масла марки ТЭп-15, вырабатываемого на основе экстракта фенольной очистки остаточных масел из смеси западносибирских и приуральских нефтей, устанавливается не более 7,0 %.

10. (Исключен, Изм. № 4).

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Трансмиссионные масла представляют собой горючую жидкость с температурой вспышки 128 - 200 ºС.

3.2. В помещении для хранения и эксплуатации масел запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.3. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.4. По степени воздействия на организм человека трансмиссионные масла относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 и к 3-му классу опасности с предельно допустимой концентрацией масляного тумана 5 мг/м 3 .

(Измененная редакция, Изм. № 6).

3.5. Помещение, в котором проводятся работы с маслами, должно быть снабжено вентиляцией. При работе с маслами необходимо применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.6. При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива засыпать песком с последующим удалением.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Масла принимают партиями. Партией считают любое количество масла, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве, содержащим данные по ГОСТ 1510-84 , а также результаты определения в масле плотности, кинематической вязкости при 40 °С и содержания серы в базовом масле.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытания хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

(Измененная редакция, Изм. № 5).

4.4. Показатели «Плотность» и «Вязкость кинематическая при 40 °С» определяются в маслах, предназначенных для экспорта, по ГОСТ 3900 и ГОСТ 33 соответственно.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

4.5. По согласованию с потребителем допускается проводить контроль качества трансмиссионных масел периодически по следующим показателям:

по показателю 16 - для масел всех марок один раз в 3 мес;

по показателю 14 - для масел марок ТСп-10, ТСп-15К, ТСп-14гип один раз в 3 мес; для масла марки ТАД-17и - один раз в 6 мес;

по показателю 13 - для масла марки ТЭп-15 один раз в 10 дней, для масла марки ТАД-17и один раз в 6 мес;

по показателю 15 - для марки ТСп-15К один раз в 6 мес.

(Измененная редакция. Изм. № 9)

4.6. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.

4,5; 4,6.

4.7. При поставке трансмиссионных масел по государственному заказу, испытания партии производят по всем показателям, указанным в таблице.

(Введен дополнительно. Изм. № 9)

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.3. При определении зольности масла марки ТЭп-15 остаток прокаливают при (850 ± 50) °С.

5.4. Определение термоокислительной стабильности

5.4.1. Метод определения термоокислительной стабильности на шестеренной машине Сущность метода заключается в окислении масла при повышенной температуре в течение 50 ч и последующем определении увеличения вязкости окисленного масла и содержания в нем веществ, нерастворимых в петролейном эфире или бензине.

5.4.1.1. Аппаратура и материалы

Термоокислительная машина в следующем комплекте:

коробка передач из нержавеющей стали с парой шестерен, изготовленных по чертежам ВАЗ;

подогреватель воздуха, состоящий из двух изолированных элементов по 2 А каждый;

система контроля и регулирования температуры, состоящая из двух термопар и двух потенциометров;

генератор тока, обеспечивающий нагрузку на шестерни, мощностью 128 Вт;

электродвигатель мощностью 0,75-1 кВт с частотой вращения 1410 мин -1 ;

ротаметр для измерения расхода воздуха.

Пластинка-катализатор размером 50 × 24 × 2 мм из меди марки М1к по ГОСТ 859 .

Щетка капроновая (нейлоновая).

Бензин Б-70.

Петролейный эфир марки 70-100.

5.4.1.2. Подготовка к испытанию

Тщательно очищают щеткой стенки и все детали коробки (кроме шестерен и подшипников), промывают их бензином Б-70 и высушивают. Осматривают шестерни и подшипник на отсутствие повреждений, промывают их бензином Б-70, а затем петролейным эфиром и просушивают. Шлифуют грани медной пластинки, затем промывают ее, высушивают и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г. Устанавливают подшипники, шестерни и пластинку-катализатор в коробку. Закрывают коробку и через входную трубку заливают 120 см 3 испытуемого масла.

5.4.1.3. Проведение испытания

Отмечают время и включают электродвигатель. Устанавливают выходную мощность генератора 128 Вт и скорость подачи воздуха 1 дм 3 /ч. Подогревают масло до 155 °С и поддерживают температуру с точностью ± 1 °С. После 30 мин работы машины отбирают пробу масла (2 см 3) и определяют кинематическую вязкость при 50 °С (ГОСТ 33). Затем пробы масел для определения вязкости отбирают через каждые 10 ч работы машины. По окончании 50 ч испытания машину останавливают, масло сливают в чистую колбу или стакан и определяют вязкость при 50 °С и количество веществ, нерастворимых в петролейном эфире и бензине (раздельно), по ГОСТ 6370 . Извлекают шестерни и медную пластинку, осматривают их и описывают состояние частей и деталей коробки, шестерен подшипников и медной пластинки. Удаляют отложения с пластинки-катализатора и взвешивают ее для определения активности масла по отношению к меди.

5.4.1.4. Обработка результатов

Увеличение вязкости масла при его окислении (D v ) в процентах вычисляют по формуле

где v - вязкость при 50 °С окисленного масла, м /с (сСт);

v 0 - вязкость при 50 °С свежего масла, м /с (сСт).

Массовую долю в окисленном масле веществ, нерастворимых в петролейном эфире и бензине, (Х 0) в процентах вычисляют по формуле

где т - масса навески окисленного масла, г;

т 1 - масса бюксы с чистым фильтром, г;

т 2 - масса бюксы с фильтром и нерастворимыми веществами, г.

За результат испытания принимают среднеарифметическое двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 10 % относительно среднего результата определения. Количество нерастворимых веществ менее 0,5 % оценивается как отсутствие их.

5.4.1 - 5.4.1.4. (Измененная редакция, Изм. № 5).

5.4.2. Метод определения термоокислительной стабильности на приборе типа ДК-НАМИ

Сущность метода заключается в окислении масла при 140 °С в течение 20 ч в присутствии медной пластинки и последующем определении изменения вязкости и осадка, нерастворимых в петролейном эфире.

5.4.2.1. Проведение испытания

Каждый из показателей - увеличение вязкости и массовую долю осадка - определяют не менее чем в двух колбах.

Пробы окисленного масла для определения массовой доли осадка и увеличения вязкости отбирают из разных реакционных колб.

Прибор готовят к испытанию так же, как для определения стабильности моторных масел по ГОСТ 11063 . При этом в L -образные колбы наливают по 36,5 г испытуемого масла. В стеклянный держатель вставляют зачищенные шлифовальной шкуркой № 6 и 8 по ГОСТ 6456 или ГОСТ 5009 медные пластинки марки М1к по ГОСТ 859 диаметром (24,5 ± 0,5) мм, толщиной 1 - 3 мм с отверстием в центре диаметром (4,5 ± 0,5) мм. Окисление проводят при температуре (140 ± 2) °С.

(Измененная редакция. Изм. № 9 )

Для определения массовой доли осадка окисленное масло при 50 - 60 °С сливают из одной реакционной колбы в чистую коническую колбу вместимостью 500 см 3 , с притертой пробкой. Реакционную колбу с держателем ополаскивают петролейным эфиром, сливая растворитель в окисленное масло. Все окисленное масло растворяют в 10-кратном объеме петролейного эфира и оставляют в темном месте на 24 ч. При наличии осадка его фильтруют через фильтр «синяя лента», доведенный до постоянной массы, промывают подогретым растворителем из промывалки до тех пор, пока фильтр не станет бесцветным. Фильтр с осадком переносят в бюксу и доводят до постоянной массы в сушильном шкафу при (105 ± 2) °С.

Увеличение вязкости масла после окисления определяют по ГОСТ 33 .

(Измененная редакция, Изм. № 7).

5.4.2.2. Обработка результатов

Массовую долю осадка в окисленном масле (Х ос) в процентах вычисляют по формуле

где т 2 - масса бюксы с фильтром и осадком;

т 1 - масса бюксы с чистым фильтром;

36,5 - масса навески масла, г.

За результат испытания принимают среднеарифметическое двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 10 % относительно среднего результата определения.

Массовая доля осадка в окисленном масле до 0,02 % включительно оценивается как его отсутствие.

5.5. Определение склонности масла к пенообразованию

Сущность метода заключается в продувании определенного объема воздуха через масло с постоянной скоростью и определении объема пены.

5.5.1. Аппаратура и материалы

Трубка стальная воздуховпускная с шарообразным диффузором диаметром 25,4 мм, изготовленным из расплавленных кристаллических зерен окиси алюминия.

Пробка резиновая с отверстиями для воздуховпускной и воздуховыпускной трубок.

Трубки резиновые диаметром (10 ± 1) мм.

Ванна цилиндрическая из тугоплавкого стекла диаметром 300 мм и высотой 450 мм.

Мешалка с электромоторчиком.

Микрокомпрессор типа МК-1 или другой прибор, обеспечивающий подачу воздуха со скоростью (94 ± 5) см 3 /мин.

Реометр, контролирующий расход воздуха. Термометр с диапазоном измерения от 0 до 250 °С.

Секундомер по ТУ 25-1819.0021, ТУ 25-1894.003.

5.5.2. Подготовка к испытанию

Тщательно промывают цилиндр, воздуховпускную трубку и диффузор поочередно бензином и петролейным эфиром. Просушивают цилиндр, трубку и диффузор струей чистого воздуха. Подают воздух через осушающий фильтр, поддерживая скорость (94 ± 5) см 3 /мин.

5.5.3. Проведение испытания

Нагревают 200 см 3 масла до 45 - 50 °С и охлаждают до 22 - 27 °С. Выливают в цилиндр 190 см 3 масла, погружают цилиндр в ванну до отметки 900 см 3 и поддерживают температуру (24 ± 0,5) °С. Вставляют трубку с диффузором, включают микрокомпрессор и пропускают струю воздуха через диффузор со скоростью (94 ± 5) см 3 /мин в течение 5 мин, отмечая время при первом появлении воздушных пузырьков. По истечении указанного времени немедленно записывают объем пены.

Затем помещают 180 см 3 свежего масла в чистый цилиндр, который погружают в ванну до отметки 900 см 3 , поддерживая температуру (93,5 ± 0,5) °С. Повторяют ту же процедуру, как указано выше, и записывают объем пены по истечении 5 мин.

Осаждают пену, после испытания при 94 °С при перемешивании охлаждают пену, помещают в цилиндр, выдерживают при (24 ± 0,5) °С и повторяют испытание, записывая объем пены по истечении 5 мин.

Склонность к пенообразованию оценивается по объему пены в см 3 , образовавшемуся после продувания воздуха через масло в течение 5 мин при 24, 94 и 24 °С (после испытания при 94 °С).

5.6. Для масла ТАД-17и допускается определять содержание воды и механических примесей по А8ТМ-Д-96 (норма «не более 0»).

5.7. В масле марки ТСп-14гип цвет определяют при разбавлении масла растворителем в соотношении 15:85.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.9. Совместимость трансмиссионных масел с резиной марки УИМ-1 определяют при температуре 80 °С в течение 72 ч.

5.10. Определение динамической вязкости масел проводят в измерительных устройствах Н или S 3 при минимальных значениях градиента скорости сдвига в пределах 0,167-9,000 с -1 .

5.9; 5.10. (Измененная редакция, Изм. № 7).

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 1510 со следующим дополнением:

маркировка должна содержать полное наименование марки масла. Например: «Масло трансмиссионное ТЭп-15, ГОСТ 23652 ». «Масло трансмиссионное ТСп-14 гип, ГОСТ 23652 ».

6.2. (Исключен, Изм. № 7).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие трансмиссионных масел требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения масел - пять лет со дня изготовления.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Соответствие марок трансмиссионных масел по настоящему стандарту ранее принятой
нормативно-технической документации, зарубежным классификациям и
ГОСТ 17479.2

Номер ТУ и марка масла по ранее принятой НТД

Марка масла

Класс вязкости по

Группа по

по настоящему стандарту

Масла ТАП-15В, ТАД-17и, ТСп-10, ТСп-15К, ТСп-14гип ГОСТ 23652-79
ТАп-15В
— Предназначено для смазывания трансмиссий грузовых автомобилей, строительно-дорожной техники и редукторов (прямозубых, спиральноконических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла 130°С ). В средней климатической зоне используется всесезонно при температуре до минус 25°С.
- Масло предназначено для смазывания всех типов передач (в том числе гипоидных) автомобилей и другой мобильной техники. Всесезонное, работоспособно при температуре до минус 30°С . Верхний предел длительной работоспособности 140°С.
ТЭп-15 - Применяется для смазки цилиндрических, конических и спирально-конических передач. Масло всесезонное, работоспособно при температуре до минус 23°С.

Наименование показателя ТАп-15В ТЭп-15
Соответствие классификациям SAE ( API ) 90( GL-3) 85 W -90
(GL-5)
90
(GL-2)
- при 50°С
- при 100°С

-
15,0 ± 1,0

110 – 120
не менее 17,5

-
15,0±1
Индекс вязкости, не менее 100 -
- при 120°С (пластинкииз меди), баллы, не более
Выдерживает
-

-
Выдерживает
Температура, °С:
- застывания, не выше

185
−20

200
−25

185
−18
- нагрузка критическая, Н, не менее
- индекс задира, Н, не менее
-

3283
490


3687
568
0,40

-
-
0,55
ГОСТ 23652-79
ТСп-10 - Применяется для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач, работающих при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 100-110 °С. Масло зимнее, работоспособно при температуре до минус 45°С.
ТСп-15К - Всесезонное трансмиссионное масло для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ. Работоспособно при температуре до минус 30°С.
ТСп-14гип - Применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей. Масло всесезонное, работоспособно при температуре до минус 30°С.
Наименование показателя ТСп-10 ТСп-15К ТСп-14гип
Соответствие классификациям SAE ( API ) 80( GL-3) 90 (GL- 3 ) 90 (GL- 5 )
Вязкость кинематическая, мм²/с:
-
при 100°С, не менее

10,0

15,0±1

14,0
Индекс вязкости, не менее 90 85
Испытание на коррозию в течение 3 ч:
- при 100°С (пластинки из стали и меди)
-
при 120°С (пластинкииз меди), баллы, не более

Выдерживает
-

-

Выдерживает
-
Температура, °С:
-
-
застывания, не выше

128
−40

191
−25

215
−25
Трибологические характеристики на ЧШМпри (20±5)°С:
- нагрузка сваривания, Н, не менее
-
индекс задира, Н, не менее
-
показатель износа (392 Н), мм, не более

3479
470

3479
539
0,50

3920

588
-
ТУ У 23.2-36451680-153:2010
Агринол ТАп-15В - Предназначено для смазывания трансмиссий грузовых автомобилей, строительно-дорожной техники и редукторов (прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла 130°С ). В средней климатической зоне используется всесезонно.
Агринол ТАД-17и - Масло предназначено для смазывания всех типов передач (в том числе гипоидных) автомобилей и другой мобильной техники. Всесезонное. Верхний предел длительной работоспособности 140°С . Агринол ТСзп-8 предназначено для применения всесезонно в северных районах и в зимний период в средних климатических зонах, для смазки агрегатов трансмиссий, которые имеют планетарные редукторы коробок передач и некоторых других систем гидроуправления мобильных транспортных средств.
Наименование показателя Агринол
ТАп-15В
Агринол
Агринол
ТСзп-8
Соответствие классификациям SAE
( API )
90
(
GL-3)
80 W -90
(GL-5)
8 0W
(GL- 3 )
Вязкость кинематическая при 100°С , мм² /с, не менее 15,0 ± 1,0 18,0 7 ,5 – 8,5
Индекс вязкости, не менее 60 100 140
0,7 1,0 1,0
Выдерживает
Температура, °С:
· вспышки в открытом тигле, не ниже
· застывания, не выше
185
−12
200
−15
163
−40
Трибологические характеристики на ЧШМ при (20±5)°С:
· показатель износа (392 Н), мм, не более
2930
3687
0,40
245
0
0,5

ТУ У 23.2-36451680-153:2010

Агринол ТСп-10 - Применяется для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач, работающих при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 110 °С . Как зимняя марка. Агринол ТСп-15К - Всесезонное трансмиссионное масло для смазывания тяжело нагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) .
Агринол ТСп-14гип - Применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей. Масло всесезонное.
Наименование показателя Агринол ТСп-10 Агринол ТСп-15К Агринол ТСп-14гип
Соответствие классификациям SAE ( API ) 80 W (GL-3) 90 (GL- 3 ) 90 (GL- 5 )
Вязкость кинематическая при 100°С, мм² /с, не менее 10,0 15,0±1 14,0
Индекс вязкости, не менее 90 85
Коррозионное воздействие на металлы Выдерживает
Массовая доля серы, %, не менее 1 , 0
Температура, °С:
· вспышки в открытом тигле, не ниже
· застывания, не выше
128
− 3 0
191
−15
215
−15
Трибологические характеристики на ЧШМпри (20±5)°С:
· показатель износа (392 Н), мм, не более
3 087

3087
0,50

3479
-

Одной из российских смазок, успешно переживших поток западных аналогов после развала СССР, сегодня является трансмиссионное масло ТСП-15к. Этот продукт выпускается несколькими крупными фирмами, причем спрос на него довольно велик до сих пор.

Причин этому несколько. Во-первых, многие заводы, занимающиеся выпуском тяжелой техники в России, по-прежнему делают зубчатые и червячные передачи с небольшими контактными нагрузками и относительно малыми частотами вращения, что позволяет эффективно использовать ТСП-15к.

Во-вторых, цена на эту жидкость невысока. Ниже детально рассмотрим, что собой представляет масло ТСП-15к и где оно применяется.

Технические характеристики

Согласно ГОСТам, смазочные материалы должны походить большое количество разнообразных испытаний. Это порождает внушительный перечень характеристик.

Некоторые из них весьма специфичны и используются в узких областях. Другие же значимы и напрямую определяют, где может использоваться та или иная смазка.

Ниже рассмотрим несколько значимых технических характеристики трансмиссионного масла ТСП-15к:


Характеристики ТСП-15к сейчас подросли в качественном плане относительно этой же смазки, выпускаемой в советские времена. Причина заключается в использовании более технологичного пакета присадок и более чистой базы.

Область применения и аналоги

Традиционно область применения масла ТСП-15к – это российская сельскохозяйственная техника и грузовики, такие как КамАЗы, КрАЗы и УРАЛы.

Даже индекс «к» в названии смазки в народе до сих пор связываются со словом «камазовское». В основном оно льется в трансмиссии тех грузовиков, которые были произведены не позже, чем 10 лет назад.

По ГОСТ По SAE По ГОСТ По API
9 75 W ТМ-1| GL-1
12 80W/85W ТМ-2 GL-2
18 90 ТМ-3 GL-3
34 140 ТМ-4 GL-4
- - ТМ-5 GL-5

В новые узлы трансмиссии современных российских авто льется более технологичное масло. Хотя до сих пор с конвейера сходят некоторые экземпляры техники, в мосты и раздаточные коробки которых допустим к заливке смазочный материал из этой категории.

В техническом плане применение масла ТСП-15к подходят для их использования в любых агрегатах, в которых соблюдаются следующие условия:

  • передача кинематической энергии осуществляется посредством зубчатых цилиндрических и конических, червячных и гипоидных передач;
  • максимально возможная контактная нагрузка ниже 2500 Мпа;
  • максимальная рабочая температура не превышает 130 °C.

Жидкость для узлов трансмиссии ТСП-15к по ГОСТу классифицируется как ТМ-3-18. При переводе на другие международные стандарты это означает, что масло близко по характеристикам к классу по API GL-3 и к классу по SAE 85-W80.

Американский стандарт GL-3 максимально близок, но не является полным аналогом ТСП-15к по ключевым параметрам.

Популярные производители ТСП-15к и отзывы об их продукции

Ниже приведем краткий перечень производителей трансмиссионного масла ТСП-15к:

Все вышеперечисленные масла не имеют резко отрицательных отзывов. Основное правило, чтобы их использовать максимально безопасно и эффективно – это своевременно производить замену и не лить в неподходящие узлы.

К трансмиссионным относятся масла, применяемые для смазки зубчатых передач агрегатов трансмиссии, а также в гидротрансмиссиях.

В современных автомобилях применяют зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые (гипоидные) передачи. Их преимущество перед передачами с прямыми зубьями состоит в большей прочности зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к маслам для винтовых шестерен предъявляют более высокие требования, чем к маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше.

В агрегатах трансмиссии трансмиссионные масла выполняют следующие ф>ункции:

Снижают износ деталей;

Уменьшают потери энергии на трение;

Увеличивают теплоотвод от трущихся поверхностей;

Снижают вибрацию и шум шестерен, а также защищают их от ударных нагрузок;

Защищают детали механизмов от коррозии;

Масла для гидромеханических передач, кроме того, выполняют функцию рабочего тела в гидротурбине, передающей мощность. Важнейшие свойства ТМ:

Вязкостно-температурные;

Противоизносные, противозадирные, противопиттинговые;

Термическая и термоокислительная стабильность;

Стойкость к образованию эмульсий с водой;

Минимальное воздействие на резино-технические изделия, лаки, краски и пластмассы;

Химическая и физическая стабильность при хранении и транспортировании.

В зависимости от конструктивных особенностей и назначения шестеренчатых передач к маслам могут предъявляться специфические требования. Так, масла для ведущих мостов с фрикционной блокировкой дифференциала должны обладать хорошими фрикционными свойствами,

масла для трансмиссии автомобилей с периодической эксплуатацией -хорошими защитными свойствами и т.д.

Условия, в которых работает масло, определяются следующими факторами: температурным режимом, частотой вращения шестерен (скорость относительного скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне контакта.

Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких пределах - от температуры окружающего воздуха в начале работы до 120...130 и даже 150 С в процессе работы.

В температурном режиме работы зубчатых передач различают три наиболее характерные температуры: минимальную - в момент начала работы передачи, равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха; максимальную - соответствующую экстремальным условиям работы; среднеэксплуатационную - наиболее вероятную во время эксплуатации.

Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной климатической зоне может достигать -60 С. Максимальная и среднеэксплуатационная температуры масла зависят от температуры воздуха, условий эксплуатации, вязкости масла и от других факторов. Среднеэксплуатационная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей обычно составляет 60...90 °С. Фактическая температура масла в зоне контакта зубьев шестерен на 150...200 "С выше температуры масла в объеме. Заметное влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических передачах составляют на входе в зацепление 1.5...3 м/с; в некоторых агрегатах они достигают 9...12 м/с; для гипоидных передач скорости скольжения составляют 15 м/с и более.

В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в полюсе зацепления составляют обычно 0,5...1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2 ГПа. В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются.

Трансмиссионные масла представляют собой сложную коллоидную систему, включающую две группы компонентов: первая - основа масла, вторая - функциональные присадки для улучшения эксплуатационных свойств масел.

К числу перспективных следует отнести синтетические масла, которые характеризуются очень пологой вязкостно-температурной кривой.

Классификация и ассортимент. В агрегатах трансмиссии автомобилей применяется широкий ассортимент масел. Согласно ГОСТ 17479.2-85 "Масла моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические. Система обозначений" масла классифицированы по

классам и группам в зависимости от них вязкости и эксплуатационных свойств (табл. 18.5 и 18.6).

Таблица 2.1 Классы вязкости трансмиссионных масел

С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют условные обозначения. Например, обозначение ТМ5-12 расшифровывается следующим образом: «ТМ» - трансмиссионное масло, цифра «5» - группа по эксплуатационным свойствам, цифра «12» - класс вязкости.

Таблица 2.2

Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам

Минеральные масла без присадок

Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 600 МПа и температуре в объеме до 90 "С

Минеральные масла с противоизносными присадками

Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 1200 МПа и температуре в объеме до 90 С

Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2000 МПа и температуре в объеме до 90 "С

Минеральные масла с противозадирными

Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях свыше 2000

Представителями группы ТМ-1 являются нигролы зимний и летний (ТУ 38-101529-75), применявшиеся в старых моделях автомобилей. Нигролы - это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, характеризуются неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяются. К этой же группе могут быть отнесены базовые масла (ТБ-20, ТС-14,5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных масел.

К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого управления - ТС (ОСТ 38.01260-82, прежнее обозначение ГОСТ 4002-53), класс 18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей.

В группу ТМ-3 входят масла Теп-10, ТАп-15В, ТСп-15К, выпускаемые по ГОСТ 23652-79.

ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов страны.

ТАп-15В служит для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спиралыю-конических передач грузовых автомобилей.

ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом ТАп-15В противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначенью для тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, в том числе болшегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ.

К группе ТМ-4 относятся масла Тсп-Нгип (ГОСТ 23652-79), Тсз-9гип (ОСТ 38-101158-78), Тсгип (ОСТ 38-01260-82, прежнее название -масло по ГОСТ 4003-53).

ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при попадании в него воды; в этом случае масло следует немедленно заменить.

ТСз-9гип (класс 9) предназначено для применения в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре воздуха до -50...-55 "С. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний период.

ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизносных и антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется.

В группу ТМ-5 входят масла ТАД-17И (ГОСТ 236532-79) и ТМ5-12рк (ТУ 38.101844-80).

ТАД-17И (класс 18) получают смешением остаточного и дистиллятного масел с введением многофункциональной и депрессорной присадок. Масло обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и может применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой климатических зонах.

ТМ5-12рк (класс 12) получают из низкозастывающего масла селективной очистки, загущенного полимерной присадкой, с введением многофункциональной присадки. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве всесезонного, в первую очередь для эксплуатации в северных районах.

Основным сортом, применяемых для автомобильных гидромеханических коробок передач, является масломарки А (ТУ 38.101179-79). Оно имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатирующихся в северных районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38-401-494-84), которое по эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие низкотемпературные показатели - работоспособно до -50 °С.

В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях рулей, используют масло марки Р. Его применяют в качестве всесезонного в умеренной климатической зоне.

Из масел зарубежного производства в автоматических коробках передач используются только минеральные масла серии ATF, обычно марки "Дексрон" (Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и допускают смешение в различных пропорциях. Их ресурс до замены составляет 50...70 тыс. км. 6 коробку легкового автомобиля заливают б...9 л (для полноприводного "Форд-Бронко" - 18 л). В последнее время используют масла желтого и зеленого цвета. Смешивать их с Дексроном недопустимо.

Тип передачи

Срок смены масла, тыс. км

Минимальная температура применения,

Ведущие мосты старых моделей легковых автомобилей

Коробки передач и ведущие мосты легковых и грузовых автомобилей

Коробки передач грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями; ведущие мосты с пегипоидными передачами легковых и грузовых автомобилей

Коробки передач, ведущие, мосты грузовых автомобилей с негипоидными передачами

Ведущие мосты грузовых автомобилей с гипоидными передачами

Коробки передач грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями; ведущие мосты грузовых автомобилей с негипоидными передачами

Коробки передач и ведущие мосты автомобилей при эксплуатации на Севере

Зимний период

Коробки передач и ведущие мосты грузовых автомобилей

За рубежом для маркировки трансмиссионных масел используют классификации SAE и API.

По классификации SAE масла подразделяются на летние (например, SAE140), зимние (75W) и всесезонные (75W90). Соответствие классов вязкости по ГОСТУ и SAE приведено в табл. 18.8.

Таблица 18.8

Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по ГОСТУ и SAE

Класс вязкости масел по SAE

Вязкость при 99

Соответствие классу вязкости по ГОСТу

не менее

не более

По классификации API трансмиссионные масла подразделяются по уровню противоизносных и противозадирных свойств:

GL-1 - применяются в зубчатых зацеплениях при невысоких давлениях и скоростях скольжения (не содержат присадок);

Всего 5 классов, которые соответствуют группам, обозначенным по ГОСТуТМ-1,-2,-3,-4,-5.