Автомобильный портал
Поиск по сайту

В каком случае распускается государственная дума. Президент рф имеет право роспуска государственной думы в случаях. Роспуск Государственной Думы

Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом во­просе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под­лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове­том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше­ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

В каком случае случаях Президент РФ имеет конституционное право распустить Государственную Думу

Роспуск Государственной Думы

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Может ли президент просто так без объяснения причин распустить

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Статья 109 Конституции РФ

2. Часть 2 ст. 109 представляет собой одну из конституционных гарантий народного представительства и ограничивает поле возможного произвола и пределы усмотрения главы государства. В данном контексте принципиальное значение имеют два императивных веления: 1) Президент назначает дату выборов; 2) вновь избранная Государственная Дума должна собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Отсюда следует, что на главу государства возлагается конституционная обязанность назначить дату выборов, при том что эта дата определяется не произвольно, а с учетом конституционного требования о том, что перерыв в деятельности органа народного представительства не может превышать четырех месяцев.

Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

в) право на участив в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Парламентарии, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;

Конституционное право России

Дума может выразить недоверие Правительству, однако окончательное решение вопроса находится в компетенции Президента, который вправе в любой момент отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, не спрашивая на то согласия Думы. Таким образом, постановка Думой вопроса о недоверии Правительству означает лишь автоматическую постановку вопроса о собственном роспуске.

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117 Конституции РФ)

Основания и порядок роспуска Государственной Думы

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Президент имеет право распустить думу

Я бы отменил человеческие законы, размножающие запреты — ужесточающие и ничего несозидающие. Потребовал от учёных также пересмотреть сложные и вредные людям законы природы, типа закона Ома, убрать напряжение из сети и сопротивление из материалов. Тригонометрию, алгебру — в саванну к зебрам, как ненужные помехи на пути к счастью. Многие громоздкие и беспредельные науки забыть. Космос не осваивать — бесполезно и затратно. Главное в России заняться КЛИМАТОМ. Смягчить. Госдуму в топку — эти гоблины — стёршаяся прокладка между совдепом и госдепом. Библию отправить в печь и изъять из обращения и печати, как самую опасную для разума книжку всех времён и народов. Религиозный еврейский цирк вместе с фальшивыми праздниками пасхи, рождества и прочими — отменить. И восстановить языческие — масленицу, купалу и прочие по сезонам. Амнистию всем заключённым. Тюрьмы закрыть. Нефть продавать мало мало. Всех троллей нарко и прочих контроллей — уволить, а подобные ведомства упразднить. Все политические партии закрыть на вечный переучёт. Христианство в России отменить во веки веков аминь. Ввести Православие — право слов — понятий — порядка. Вместо закона установить свободные правила. ВСЕМ ГРАЖДАНАМ ВЕРИТЬ НА СЛОВО. Никаких следователей, лягавых, оперов. Никакого мусора в России. Органы оставить только между ног. Все карающие ведомства закрыть — мвд, фсб и прочие. Никого не подозревать, ни за кем не следить. Армию оставить только контрактно-освободительную на случай войны. Полицию переименовать в ДНД. РАЗРЕШИТЬ ВСЁ. ВСЕ ЗАКОНЫ С 1917 ГОДА ОТМЕНИТЬ. ЗАПРЕТИТЬ ЗАПРЕТЫ в любой области. Безопасность оставить богу, а не органам. Уголовный кодекс в печь. Часть российской земли продать, а на вырученные деньги укрепить оставшуюся. Отменить такие понятия как наркотики, вред, терроризм, педофилия, страх, опасность, преступность. И заменить их — на лекарства, польза, взрыв, согласие, любовь, смелость, трусость, ярость. ПДД — забыть как страшный сон. Женщин снова превратить в мужское ребро. Запустить молочные реки и кисельные берега. Вернуть водку классную, а пиво квасное. Хочешь пить водку — купи себе самогонный аппарат и гони сам. Для всех с рождения — ИП — работай только на себя. Ввёл бы понятие гетто — для гастарбайтеров, как при царе.

Статья 109

Основной Закон упрочил вертикаль исполнительной власти в рамках полномочий Российской Федерации (ст. 71) и предметов совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации (ст. 72). Законодательное закрепление единой системы исполнительной власти в этих сферах (ст. 77) ставит Правительство во главу угла как орган, возглавляющий, объединяющий и координирующий деятельность всех исполнительных властных структур, отвечающий за состояние управления делами государства. Обеспечение единства исполнительной власти в Российской Федерации на основе строгого соблюдения Конституции, сочетания интересов Федерации и ее субъектов становится одной из первостепенных задач Правительства.

Институт роспуска Государственной Думы в конституционном праве Российской Федерации

(ст92,109,111,117):1)Пост.Кс от 11дек98г№28-П»О толковании ч4ст111»(. Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску.) 2)ПостКС от 11нояб99г»О толков.ст84(пункт»б»),ст99(ч1,2,4),и ст 109(ч1)»(. Из положений статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 99 (части 1, 2 и 4), а также другими положениями Конституции Российской Федерации следует, что роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты.).

Государственная Дума: порядок формирования и конституционные полномочия

Государственная Дума — это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, избираемых всем населением страны пропорционально своему составу, соответственно по одномандатным избирательным округам и по федеральному избирательному округу. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума формируется путем выборов. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является добровольным. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Основания и механизм роспуска Государственной Думы

Механизм роспуска Государственной Думы Президентом РФ в связи с назначением Председателя Правительства РФ не является совершенным, наличие у Государственной Думы права троекратного отклонения президентских кандидатур лишь осложняет конфликт между Думой и главой государства и затягивает процесс формирования Правительства России. Ни в одной зарубежной стране у парламента нет права троекратного отклонения кандидатуры премьер-министра. На наш взгляд, вполне достаточно предоставить Государственной Думе право двукратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ с тем, чтобы повторное отклонение влекло роспуск Думы. Нижняя палата парламента и глава государства в этом случае будут более ответственно и взвешенно подходить к вопросу формирования должности главы правительства. В Конституции РФ отсутствует срок, в течение которого глава государства может распустить Государственную Думу при отклонении кандидатур Председателя Правительства РФ, иначе этот процесс может непозволительно затянуться. Исходя из сроков, установленных в статье 111 Конституции, можно записать, что Президент РФ принимает решение о роспуске Государственной Думы в течение недели после последнего отклонения ею кандидатуры Председателя Правительства РФ.

Полномочия Президента РФ

Конституция проводит четкое разделение их полномочий, исходя из принципа разделения властей. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента Назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30 день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока. Президент имеет право внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение закона отводится 14 дней.

Уже в конце весны или в начале лета следующего года Государственная Дума РФ может быть распущена, с тем, чтобы осенью провести выборы по новой системе – без одномандатных округов. Возможность такого поворота событий, как пишет во вторник "Независимая газета" , рассматривается в Кремле и в думском аппарате "Единой России", от которой в первую очередь и зависит реализация указанного плана.

По мнению издания, роспуск и перевыборы думы могут стать "составной частью глобального проекта по политическому переустройству страны". В Центризбиркоме подтверждают, что процедура роспуска Думы вполне легитимна и осуществима, причем есть даже несколько способов провести эту операцию без изменения Конституции.

Как заявила член ЦИК Елена Дубровина, глава государства может распустить думу в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции, то есть после троекратного отклонения кандидатуры премьера, предложенной президентом, или в том случае, если Дума выразит недоверие правительству. Постановление нижней палаты о недоверии правительству принимается большинством депутатов, которое составляют представители "Единой России". Возможен и другой вариант: если большая часть депутатов одновременно напишет заявление о досрочном сложении полномочий, Дума окажется в неправомочном составе. В таком случае может быть принято решение о ее самороспуске.

По мнению Дубровиной, цель акции по самороспуску может быть в том, чтобы впредь выборы президента и назначение премьера происходили не после, а до думской избирательной кампании. "Другого смысла в досрочном прекращении полномочий Думы и назначении новых выборов я не вижу", – констатирует Дубровина.

Какой бы вариант развития событий ни был избран, очевидно, что он осуществим только по доброй воле нынешнего думского большинства – "Единой России", отмечает газета. Однако многие политики считают, что в возможном самороспуске думы по инициативе единороссов просто нет смысла. Так вице-спикер Госдумы Олег Морозов, отрицая наличие подобных планов, сообщил: "Обсуждение этого варианта не проводилось ни на каком партийном уровне. У партии "Единая Россия" сейчас очень сильные позиции в Государственной Думе и было бы абсурдным самим от этого отказываться. Новые выборы, если они пройдут только по пропорциональной системе, для "Единой России" будут очень сложными. Ведь нынешняя численность нашей фракции достигнута во многом благодаря одномандатникам".

Тем не менее, оппозиционные политики уверены, что такой проект реален и может быть задействован в скором времени. Его главный плюс – в нынешней благоприятной конъюнктуре: оппозиция раздроблена и деморализована, КПРФ расколота, "яблочники" и правые все еще не оправились от выборов 2003 года. Кроме того ситуация на рынке нефти складывается в пользу властей: высокие доходы позволяют бесперебойно платить зарплаты и пенсии, финансировать ЖКХ, расплачиваться по внешним долгам. К 2007 году все может кардинально изменится.

Но, похоже, главная причина указанного развития событий в "проблеме 2008 года", отмечает издание. Если бы выборы в Думу проходили в ранее назначенные сроки, они бы совпали с выборами главы государства.

"Если срочно провести выборы по новым положениям, то, я думаю, большинство партий просто не смогут принять в них участие, – считает сопредседатель Комитета-2008 Ирина Хакамада. – И таким образом можно будет создать фактически однопартийный парламент. Возможно, парламенту хотят придать другие функции. Не исключено, что в Конституцию внесут изменения, согласно которым избирать президента будет парламент".

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

58. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, субъекты.

Парламентаризм: теория и практика

Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собра­ния РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:

1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
Законодательная инициатива - это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это - законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерально­го Собрания РФ.

Подготовленный к внесению в палату законопроект направля­ется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обяза­тельную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения ап­парата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступле­ния к палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступив­ший законопроект Председатель Государственной Думы направля­ет в соответствующий комитет по предметам его ведения для опре­деления его соответствия требования ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотреть законопроект и напра­вить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а так­же принимает решение о включении этого законопроекта в пример­ную программу законопроектных работ палаты на очередную сес­сию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно про­ходит, как правило, в трех чтениях. Исключение составляет рас­смотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое прово­дится в четырех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначаль­ное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законно проекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ).

В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по пред­метам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права за­конодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету по­правки, т. е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законо­проекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устране­ния с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект по­рядка работы палаты.

Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Госу­дарственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государствен­ной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государст­венной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.

5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап - пре­одоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государствен­ной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законода­тельного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в тече­ние 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных ва­риантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение это­го срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.

59. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы: порядок избрания (назначения), основания прекращения полномочий; формы деятельности, неприкосновенность (парламентский иммунитет).

Основные права и обязанности члена парламента
В интересах повышения эффективности работы парламентариев в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским законодательством установлен статус члена соответствующей палаты парламента. Под статусом парламентария понимаются закрепленные законодательством его права и обязанности, а также основные правовые и социальные гарантии осуществления деятельности парламентариев.
Законодательство определяет основные формы деятельности парламентариев:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;
>б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;
в) участие в выполнении поручений соответствующей палаты Федерального Собрания и ее органов (комитетов и комиссий);
г) участие в парламентских слушаниях;
д) работа с избирателями.
Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы, кроме того, являются:
а) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Такие фракции или группы образуются из числа депутатов - представителей политических партий и избирательных объединений;
б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.
Деятельность парламентария может осуществляться и в других формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Законодательством установлены основные права и обязанности парламентария. К числу основных прав члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы относятся:
а) право законодательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения членами парламента в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу.
б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Это право обеспечивается личным участием каждого парламентария в работе соответствующей палаты парламента России;
в) право на участив в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Парламентарии, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;
г) право на получение и распространение информации. Парламентарии обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента, Правительством, Конституционным Судом и другими высшими судебными органами страны, иными государственными органами и общественными объединениями.
Право парламентария на распространение информации реализуется путем предоставления ему преимуществ при выступлении по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.
К числу важнейших обязанностей парламентария законодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями.
Обязанностью парламентария является предоставление в установленном порядке в налоговые органы декларации о доходах и сведений об изменении своего имущественного положения. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в соответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, публикуются в официальных изданиях представительных органов государственной власти.
2. Организационно-правовые гарантии депутатской деятельности
Важнейшей правовой гарантией деятельности парламентария является его неприкосновенность. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении члена парламента неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
К числу социальных гарантий деятельности парламентария законодательство относит его обязательное государственное страхование.
Срок полномочий парламентария засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. По окончании срока полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.
Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их деятельностью (транспортные, почтовые, оплата телефонных переговоров и т. п.), в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.
Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения.
На срок полномочий членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы предоставляется жилое помещение в виде служебной квартиры или двухместного номера в гостинице.
Важнейшей организационной гарантией деятельности парламентария является право иметь помощников. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе иметь до 5 помощников, по работе в данной палате и по работе в своем избирательном округе. Помощники депутатов принимаются на работу на постоянной основе распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты на срок, не превышающий срок полномочий парламентария.

В частности, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, что является определенной рефлексией принципа демократического правового государства. Экстраординарная ситуация, объективно требующая и в силу действующего правового регулирования влекущая расширение полномочий исполнительной власти, а также влекущая определенные ограничения прав и свобод, не может и не должна ставить под угрозу демократическую природу российского правового государства и незыблемость принципов конституционного строя. Отсюда — значение непрерывности контроля органа народного представительства в установленных Конституцией, Законом о ЧП и Федеральным конституционным законом «О военном положении» формах за исполнительной властью и полноценности законодательства. Другое изъятие, установленное ч.

В каких случаях может быть распущена государственная дума?

При этом не имеет значения, выражено ли недоверие Правительству по инициативе самой Государственной Думы либо в доверии Правительству отказано в связи с тем, что вопрос о доверии Правительству перед Государственной Думой поставлен Председателем Правительства. Для практики конституционно-правового развития РФ может иметь определенное значение точка отсчета «гарантийного» срока.
В Конституции различаются понятия «избрание», «первое заседание», «дата выборов», «начало работы Государственной Думы первого созыва» и т.п. (ч. 2, 4 ст. 99, ч. 2 ст. 109). Следовательно, речь идет о том, что Государственная Дума гарантирована от роспуска по основаниям, предусмотренным ст.
117 Конституции, в течение года с даты выборов (избрания), а не с даты первого заседания Государственной Думы нового созыва. 4. Государственная Дума согласно ч.

В каких случаях распускается госдума

Из указанных конституционных принципов и целей института отрешения главы государства от должности вытекает, что сам факт выдвижения инициативы (а не выдвижения обвинения) отрешения, которая согласно ч. 2 ст. 93 (см. комментарий к ней) может быть проявлена при поддержке не менее 1/3 депутатов Госдумы, является юридически непреодолимым препятствием для ее роспуска Президентом. Требует ответа и вопрос, является ли постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента основанием приостановления полномочий главы государства и их временного исполнения Председателем Правительства? Положительный ответ, как представляется, следует из логики конституционного регулирования.

Статья 109

К содержанию книги: Конституционное право России Смотрите также: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ История политических и правовых учений История отечественного государства и права КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН «Конституционное право зарубежных стран: Америка и Азия» Демократическое конституционное право. С конца 80-х гг. в … С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России.

По сути, формируется конституционное право, …www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/51.htm Конституционно-договорный характер РФ. См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред.


О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 256; …www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/147.htm Конституционное право зарубежных стран в той или иной форме …

Статья 109 конституции рф

Решение ЦИК РФ о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения Президента о назначении досрочных выборов (ч. 4 и 5 ст. 6). Тем самым демократия в рамках правового государства гарантируется от узурпации власти, а общество не лишается возможности самоорганизации и самостоятельного формирования органа народного представительства и воспроизведения закрепленной в Конституции модели конституционного строя.


3.

Важно

Несмотря на особенности переживаемого обществом периода, многие участники Конституционного совещания 1993 г. хорошо сознавали опасность «демократического» цезаризма и абсолютизации полномочия Президента распускать Государственную Думу. В связи с этим ч. 3 ст. 109 установила пределы указанного полномочия и гарантии от произвольного роспуска Государственной Думы.

главная | конституция рф | статья 109

Государственная Дума не может быть распущена в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента. Конституционно-правовой смысл указанного изъятия заключается в сохранении рациональности и стабильности конституционно-правового механизма как самой организации государственной власти, так и ее реального осуществления, с одной стороны, и гарантировании свободных выборов и избирательных прав граждан — с другой.

При этом из запрета распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента не предусматривается никаких исключений. Это означает, что в указанные периоды легислатуры Государственной Думы она не может быть распущена даже в случаях, предусмотренных ст.

Статья 109. государственная дума может быть распущена президентом российской…

В частности, на данную ситуацию возможно распространение по аналогии позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Постановлении от 01.12.1999 N 17-П об обязательности отстранения от должности Генерального прокурора на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. При этом если в отношении указанного должностного лица в отсутствие иного правового регулирования решение принимает Президент, то основанием приостановления полномочий главы государства должно служить постановление Государственной Думы.

Внимание

Конституция, однако, прямого ответа на этот вопрос не содержит. Ясность может быть внесена либо толкованием Конституционного Суда, либо федеральным законодателем.

В каких случаях может быть распущена государственная дума президентом рф

В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания. Отсюда следует, что статус Государственной Думы в ее взаимоотношениях с главой государства и Правительством в этот период существенно отличается. Если в течение года после избрания, как и за пределами этого срока, Государственная Дума выразит недоверие Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент лишается права выбора — объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу, которым он обладает в течение последующих трех лет легислатуры Государственной Думы; Президент обязан объявить о роспуске Государственной Думы.
Действительно, логичнее, чтобы студенты изучили сначала общую теорию конституционного права, а затем конкретику – конституционное право России и других …www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/16.htm Конституция РФ. Референдум РФ. Назначение референдума РФ. Право … С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, . …www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/183.htm учебный курс - курс конституционного права, который, наряду с … См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994; Государственное право …www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/1.htm ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ 3. Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции … 2. Конституция 1918 г.

В каких случаях государственная дума может быть распущена президентом рф

Тем самым Конституция установила механизм реализации принадлежащей Президенту функции политического резерва, осуществляемой им путем роспуска Государственной Думы (либо отставки Правительства) и преодоления таким образом кризиса в отношениях Государственной Думы и Правительства. При этом роспуск Государственной Думы, по смыслу комментируемого положения в его системном единстве с принципом разделения властей, как он закреплен в Конституции, а также положениями ее п.

«б» ст. 84, ч. 4 ст. 99, ч. 1 ст. 109, означает прекращение начиная с момента назначения даты новых выборов осуществления Государственной Думой полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты. Указанные полномочия не могут осуществляться и Президентом, Советом Федерации, другими органами государственной власти (см.
Отсюда следует, что на главу государства возлагается конституционная обязанность назначить дату выборов, при том что эта дата определяется не произвольно, а с учетом конституционного требования о том, что перерыв в деятельности органа народного представительства не может превышать четырех месяцев. Неисполнение этой обязанности Президентом должно квалифицироваться как неисполнение возложенных на него функций (ст. 80) и нарушение присяги (ст. 82), что может потребовать от законодателя решения вопроса об ответственности главы государства (см. комментарии к ст. 92, 93). Независимо от этого, однако, конституционный строй РФ и принципы его функционирования не должны быть заложниками добросовестности главы государства. В связи с этим федеральный законодатель предусмотрел определение гарантии избрания вновь Государственной Думы.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. 5.

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.


Смотрите также: