Автомобильный портал
Поиск по сайту

Население сибири и дальнего востока. Мертвый восток. Что мы узнали

МОСКВА, 3 мар - РИА Новости. Население сибирской и дальневосточной части России сократилось на 2 миллиона человек за последние 20 лет из-за внутренней миграции в западную и центральную части РФ, в ближайшие годы тенденция вряд ли изменится, говорится в докладе Института демографии ГУ-ВШЭ "Миграция в развитии России", подготовленном в рамках доработки "Стратегии-2020".

Необходимость доработать положения экономической стратегии России на период до 2020 года появилась после кризиса 2008-2009 годах, который серьезно повлиял на экономические показатели и прогнозы. Работа по корректировке стратегии была поручена группе экспертов, которые представляют Высшую школу экономики (ВШЭ) и Академию народного хозяйства (АНХ). В состав группы входят, в том числе, и ректор АНХ Владимир Мау и научный руководитель ВШЭ, экс-министр экономики РФ Евгений Ясин. В субботу, 5 марта, в ВШЭ состоится заседание экспертной группы на тему "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика". С основным докладом выступит заведующий кафедрой демографии Михаил Денисенко.

"Устойчиво теряют население округа восточной части страны, а привлекают мигрантов - западные. Только за 1990-2009 годы в результате так называемого "западного дрейфа" миграционные потери регионов Сибири и Дальнего Востока составили 2 миллиона человек", - говорится в докладе.

После кризиса в начале 1990-х годов притягивающая роль Москвы не только восстановилась, но и возросла. Столичный регион, благодаря миграции, стабильно прирастает на 100-130 тысяч человек в год, причем ведущую роль играют не международные, а межрегиональные мигранты, отмечается в документе.

"Пока не видно причин, по которым западный дрейф населения России мог бы быть остановлен или, тем более, повернут вспять. В стране, в отличие от предыдущих десятилетий, просто нет ресурсов, которые можно было бы направить "на восток", - пришли к выводу авторы доклада.

Демографические соображения не позволяют ожидать существенных изменений в территориальной мобильности российских трудовых ресурсов, считают докладчики. При общем сокращении трудоспособного населения в ближайшие десятилетия, особенно сильно уменьшатся контингенты молодежи (17-29 лет), а именно в этом возрасте отмечен пик территориальной мобильности. Только за счет изменения структуры населения в пределах трудоспособного возраста (сокращение доли молодежи) миграционная активность населения снизится к 2025 году на 9%.

Территориальная мобильность рабочей силы на российском рынке труда низка, этот известный факт лишний раз подтвердили исследования мобильности безработных во время экономического кризиса. При содействии территориальных органов Роструда в октябре 2008 года было опрошено 2,525 тысячи, а в декабре 2009 года - 2,747 тысячи безработных и лиц, ищущих работу, обращающихся в центры занятости. В опросе участвовали все регионы России.

Среди безработных и лиц, ищущих работу при содействии органов занятости, только 11-13% опрошенных готовы были искать работу за пределами своего региона, а четко выраженные намерения к переезду в другой регион имели 4% опрошенных.

Даже при предоставлении высокооплачиваемой работы и жилья доля желающих переехать "за работой" не поднималась выше 24%. При этом размер заработной платы, который бы являлся привлекательным при переселении, должен быть в среднем в 3-4 раза выше, чем по последнему месту работы, а для переселения в регионы Сибири и Дальнего Востока ожидаемая заработная плата должна быть в 5-6 раз больше, чем по последнему месту работы. Кроме того, большинство опрошенных готовы переехать при сохранении тех же жилищных условий или возможности их улучшить, отмечается в докладе.

Введение

    Какова в % площадь Сибири и дальнего востока по отношению ко всей территории РФ? площадь Сибири и дальнего востока ≈77 %

    Какова ныне численность населения Сибири и Дальнего Востока ? численность 39,13 млн человек

    Какова плотность населения Сибири и Дальнего Востока? плотность 2,5 человека на 1 км кв.

    На сколько экономических районов сегодня делится Сибирь и Дальний Восток? 4, Уральский (частично), Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный

    Перечислите федеральные округа… : УФО (Екатеринбург), СФО (Новосибирск), ДВФО (Хабаровск)

    Назовите число субъектов РФ, расположенных на территории Сибири и Дальнего Востока : 26; Автономные округа (Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский); республики (Хакасия, Тыва, Алтай, Бурятия), край (Красноярский, Забайкальский, Алтайский, Камчатский); область (Иркутская, Новосибирская, Томская), автономная область (Еврейская)

    Какой субъект РФ, расположенный на территории Сибири, располагает 90% запасов газа - Ямало-Ненецкий автономный округ

    Какой субъект РФ, расположенный на территории Сибири, располагает 60% запасов нефти - Ханты-Мансийский автономный округ

    Какой субъект РФ, расположенный на территории Сибири и Дальнего Востока, в 6 раз превосходит территорию Франции - Республика Якутия

    Какова общая численность малочисленных народов Севера: 244 тыс. человек

    В каких областях традиционно проживают сибирские татары -Тюменская, Омская, Новосибирская, Томская области; несколько сёл в Курганской, Свердловской и Кемеровской областях

I раздел. Земли и народы Сибири и ДВ до прихода русских

    Какой регион Западной Сибири был известен русским с XI века - Югорская земля (сейчас - Ханты-Мансийский автономный округ)

    Откуда пошло название Сибирь? А) «Сибирь» (сэбэр ) дословно можно перевести с тюркского как «мети», «подметай». Возможно, это связано с многочисленными сибирскими метелями и буранами. Б) «Сибирмак» - татарское слово, означающее «очищать». В) «Шибир» - монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во временаЧингис-ханамонголы называли пограничную с лесостепью часть тайги

    Когда и в связи с каким событием в русских летописях впервые была упомянута Сибирская земля? - В русских летописяхСибирь упоминается только в 1407 году .Эта запись говорящая о убийстве хана Тохтамыша, которое произошло в Сибирской земле недалеко от Тюмени (по Верхотурову:Широко известно, что русские впервые проникли в Сибирь в довольно давние времена. Совершенно определенно, новгородцы ходили по Белому морю до пролива Югорскии ̆ шар и далее за него, в Карское море, еще в IX веке. Первое летописное свидетельство о подобных плаваниях относится к 1032 году, которое в русскои ̆ историографии считается началом истории Сибири.)

    Приведите примеры из Российской истории о контактах русских с представителями народов ханты и манси в 14 – 15 вв. С серединыXIIIвекаЮграуже была колонизирована как новгородская волость; впрочем, эта зависимость была непрочна, так как возмущения югров были нередки. Как свидетельствует новгородская «карамзинская летопись», в1364 году новгородцы совершили большой поход на реку Обь : «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря». КогдаНовгородпал, сношения с восточными странами не заглохли. С одной стороны, новгородские жители, разосланные по восточным городам, продолжали политику отцов. С другой стороны, задачи старого Новгорода унаследовалаМосква.В 1472 г. после похода московских воевод Федора Пестрый и Гаврилы Нелидова была колонизированаПермская земля. 9 мая1483 г. по повелениюИвана IIIбыл начат большой поход воевод Федора Курбского-Черного и Ивана Салтык-Травина в Западную Сибирь на вогульского князяАсыку. Разбив вогулов у Пелыма, московское войско двигалось по Тавде, затем по Туре и по Иртышу до впадения его в рекуОбь. Здесь был пленен югорский князьМолдан. После этого похода ИванIIIстал именоваться великим князем Югорским, князем Кондинским и Обдорским.В 1499 состоялся еще один поход московского войска за Урал.

    Какие территории Западной Сибири были включены в официальный титул Ивана III ? Пермь и Югра (Ханты-Мансийск)

    Какой народ, проживающий на территории Западной Сибири, официально был принят в подданство России в 1525 году, согласно жалованной грамоте Великого князя Василия III ? Великий князь ВасилийIIIв1525 году писал ненцам, хантам, манси в своей жалованной грамоте о принятии их вподданство России.

    Какова была численность коренного населения Сибири накануне похода Ермака? около 200 тыс. чел.

    Какова площадь территории Сибири - 10 млн км²

    Какова была плотность населения Сибири ≈0,02 человека на 1 км²

    Каково расстояние от Уральских гор до Тихого океана? Сколько требовалось времени…? 8 000 км; 2 года (в 18 веке)

    Какова среднегодовая температура на территории Сибири -18 °С (?)

    Дайте краткую характеристику Сибирского края накануне похода Ермака .Сибирский край отличался разнообразием природно-климатических зон, богатством полезных ископаемых и пушниной.a) множество народов с разной степенью развития (напр., айны, к/т занимались охотой на морского зверя, оленеводством, рыболовством, собирательством; и татары, у которых уже была государственность);b) малозаселенная территория; с) единственное государство – Сибирское ханство, с 1555 года находилось в вассальнойзависимости от московского государя;d) на большинстве территорий до прихода русских хозяйственно-культурная специализация не выходила за рамки присваивающей экономики и примитивного (мотыжного) земледелия и скотоводства.

13) Каков был уровень социально-экономического развития народов Сибири -В целом все население можно было подразделить на три категории: оседлое (дауры, сиб. татары), кочевое (эвенки, ненцы) и бродячее. Неоднородным было и социально-экономическое развитие народов. На юге население в основном занималось скотоводством (татары, буряты), земледелие здесь носило подсобный характер. На севере же занимались охотой, собирательством и добычей железа (якуты, ханты). Вполне естественно, что уровень общественного развития не был одинаков:

1 чукчи – низкий уровень развития (каменный век), с элементами матриархата, собирательство, охота.

2 ненцы, эвенки – родоплеменные отношения, скотоводство, добывали железо, более развитые формы патриархально-родового строя

3 якуты, буряты – стадия разложения первобытнообщинных отношений, выделение знати (нойоны), полуоседлый образ жизни, постепенный переход к феодальным отношениям.

4 сибирские татары – зачатки государственности, к 15 веку образовалось Сибирское ханство, где существовало патриархальное рабство и началось выделение знати.

*Чукчи - немногочисленныйкоренной народкрайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории отБерингова морядо рекиИндигиркии отСеверного Ледовитого океанадо рекАнадыряи Анюя.

*Ханты и манси – север Западной Сибири (?: угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии).

*Ненцы и эвенки – а) ненцы -самодийский народ, населяющий евразийское побережьеСеверного Ледовитого океанаотКольского полуостровадоТаймыра; эвенки – восточная сибирь (?).

*Буряты и якуты – а) буряты – Забайкалье; б)якуты – Якутия (= северо-восток Сибири).

*Дауры - До серединыXVII векадауры жили в верховьяхАмураи в долинах рекШилкаиЗея.

*Сибирские татары - исторически проживали на обширных равнинах к востоку отУральских гордореки Енисейв степной, лесостепной и лесной зонах.

14. Приведите примеры метаэтнических общностей, проживавших на территории Сибири и Дальнего Востока.

Метаэтническая общность - группа этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и связей, обладающая элементами общего самосознания.

примеры - остяки (ханты и манси), тюрки (татары,тувинцы, кыргызы, якуты), монголоиды (ойраты, буряты), тунгусы (эвены, эвенки)

15. Перечислите относительно многочисленные народы, проживавшие на территории Сибири и Дальнего Востока.

Численность коренного населения Сибири до начала русской колонизации составляла около 200 тыс. чел. Самые многочисленные народы:

    Якуты – ок. 38 тыс. чел.

    Эвенки и эвены – ок. 30 тыс. чел.

    Буряты – ок. 25 тыс. чел.

    Угроязычные племена хантов (остяков) и манси (вогулов) – ок. 15-18 тыс. чел.

    Ительмены – ок. 12 тыс. чел.

    Коряки и чукчи – ок. 11-12 тыс. чел.

    Енисейские киргизы – ок. 8-9 тыс. чел.

    Самодийцы (в русских источниках - самоеды), включавшие ненцев, энцев и нганасанов – ок. 8 тыс. чел.

    Телеуты (белые калмыки) – ок. 7-8 тыс. чел.

    Томские, чулымские и «кузнецкие» татары – ок. 5-6 тыс. чел.

16. Назовите народы Сибири и Дальнего Востока, которые в прошлом обозначались следующими этнонимами:

* белые (черные) калмыки и черневые татары – телеуты; калмыки; северная группа алтайцев (алтай-кижи);

* вогулы – манси;

* енисейские киргизы – хакасы, алтайцы, тувинцы, киргизы;

* лесные монголы – буряты;

* остяки – ханты;

* самоеды – ненцы;

* сибирские киргизы – казахи;

* тунгусы – эвенки;

* урянхайцы – тувинцы.

17. Раскройте содержание следующих терминов:

* аманат – историческое название заложников на Северном Кавказе и в Башкирии.

* даруга – старейшина или предводитель племени, предводитель отряда, атаман, начальник округа;

* дуган – церемониальный зал для буддийских молебнов;

* коч – поморское деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI−XIX веков;

* мягкая рухлядь – название пушнины в 15 - начале 18 вв. в России, использовалась царским правительством в виде пожалований и наград служилым людям и иноземцам;

* промышленник – владелец, предприниматель, руководивший в эпоху индустриализации заводом, фабрикой или каким-либо другим промышленным предприятием;

* тайджи – титул феодального владетеля у некоторых монгольских народов - халха-монголов, бурят, калмыков, маньчжуров. Титул тайджи был, как правило, наследственным, но иногда и жалованным;

* шерть – присяга на верность договорным отношениям с Русским государством; тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям;

* этнический гомеостаз – состояние этнической системы, при котором ее жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений и система сохраняет равновесие с ландшафтом и всеми подобными (то есть статическими) этническими системами, не проявляя при этом каких-либо форм целенаправленной активности, изменяющей окружение.

* югра – название страны и ее обско-угорского населения, к востоку от Печоры, вероятно, – ханты и манси;

* ясырь – невольник, пленный;

* ясак – на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной.

РУССКИЕ (самоназвание), один из крупнейших наро­дов мира (всего около 146 млн человек), самый многочисленный народ РФ (115 млн человек, почти 80 % населения страны, по данным переписи 2002). Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской ветви индоевропейской языковой семьи (см. Русский язык в Сибири ).

Письменность сложилась в X-XII вв. на основе русского алфавита, который восходит к кириллице. Русский литературный язык начал складываться в XIV-XVI вв., окончательно оформился в XIX в. Русский язык широко используется в качестве языка межнационального общения. Террито­рия проживания русских отличается сложной конфигурацией и многообразием природно-географических условий. В большинст­ве своем русские компактно проживают в пределах своей исторически сложившейся этнической территории в Восточной Европе и являются коренным населением Центральной России. Широко расселены в Сибири .

Первые русские проникали в Сибирь, главным образом в Югорию , еще в XII в. Однако начало заселения Сибири русскими было положено только во второй половине XVI в., с походом Ерма­ка. К 1622 население Сибири насчитывало, по экспертной оценке, 196 тыс. душ обоего пола, из которых число приш­лых, в основном русских, составляло 23 тыс. человек.

Численность русского населения по мере колонизации Сибири (см. Присоединение Сибири к России ) быстро увеличи­валась. Основными источниками пополнения численность русских в Сибири являлись вольная . В русскую этническую среду вливались представители аборигенных и других народов. В 1697 в Сибири насчитыва­лось свыше 11 тыс. крестьянских, преимущественно русских дворов с населением около 27 тыс. человек мужского пола. Учитывая, что женщин в Сибири на ранних этапах заселения было меньше, чем мужчин, численность всего русского крестьянского населения за Уралом можно оценить приблизительно в 40 тыс. человек. К 1699-1701, по оценке Я.Е. Водарского, численность крестьян в земледельческих районах Сибири составляла уже 60 тыс. человек, а к 1719 достигла 180 тыс. человек. По мнению В.В. Покшишевского, к началу XVIII в. (1709) численность русского населения Сибири достигла 229 тыс. человек и, возможно, впервые сравнялась с численностью автохтонных народов. С этого момента, несмотря на этническое многообразие, Сибирь является регионом, в населении которого преобладают русские. Численность русских на терртории Сибири, по данным I ревизии (1719-22), составляла 169 тыс. человек (70 % населения), II ревизии (1744-45) - 198 тыс. (64,7 %). К концу XVIII в., согласно сведениям, полученным в ходе V ревизии (1795-96), численность русских в регионе достигла почти 820 тыс. человек (69 % от всего населения).

В XVIII в. русские осваивали юго-восточную часть Западной Сибири, куда не только стягивались переселенцы из европейской части России, но и разворачивалась миграция крестьянского населения из северо-западной части региона. Наиболее интенсивный приток русского населения в Сибирь происходил в 1760-80, причем в это время масса переселенцев энергично осваивала мало заселенные восточные и южные районы. В то же время в северных и тундровых районах происходило даже уменьшение русского населения. В Тобольском уезде, наиболее заселенном в XVII в., русское население за 1767-82 уменьшилось на 30 %, в Тюменском и Туринском выросло крайне незначительно, в Березовском за 1740-60 сократилось на четверть. В начале XIX в. русских в Западной Сибири насчиты­валось 1 560 тыс. человек, что составляло абсолютное большинство населения края.

Перепись 1897 не регистрировала национальный состав населе­ния Сибири. Она фиксировала только лиц, считающих родным языком русский, и их конфессионную принадлежность. Наиболее точными, хотя и несколько завышающими численность русского населения, можно считать сведения о родном язы­ке. На основе этих данных можно судить о численности русских в Сибири (табл. 1.)

Таблица 1

Численность и удельный вес русского населения Сибири по переписи 1897

Всего наличного населения (тыс. чел.)

Удельный вес русских в населении (%)

Енисейская губ.

Иркутская губ.

Забайкальская обл.

Томская губ.

Якутская обл.

Всего по Сибири

Дальнейший быстрый рост численности русских в Сибири связан с организованным переселением крестьян, которое приоб­рело особенно широкие масштабы в ходе Столыпинской аграрной реформы . За 1896-1906 в Сибирь пересели­лось 1,1 млн человек, в 1906-14 - 3,0 млн человек, или в 2,7 раза больше. В итоге в начале ХХ в. в Сибири проживало около 8 млн человек, из них не менее 6 млн русских (75 %). Зона преимущественного сосредоточения русских приобрела форму клина с широким основанием на западе (Обь, Иртыш) и сужающегося к востоку.

Первая мировая и Гражданская войны вызвали регрессивные тенденции в динамике населения. Русские вместе со всеми другими народами, населявшими Сибирь, пережили демографический кризис и понесли самые большие потери, оказавшись в эпицентре военно-политических событий. Темпы роста численности русского населения замедлились. Однако даже приблизительная оценка потерь русских в период Первой мировой и Граждан­ской войн невозможна из-за полного отсутствия статистических данных. Перелом данной тенденции произошел только после 1922 в связи с кардинальными сдвигами во внутренней поли­тике большевистского правительства. Введение новой экономической политики стабилизировало не только экономику, но и демографическую подсистему общества. Рождаемость стала быстро увеличиваться, смертность несколько сократилась, а приток населения из европейской части страны усилился. По данным Всесоюзной переписи 1926, в Сибирском, Дальневос­точном краях, Бурят-Монгольской и Якутской АССР проживало 11,3 млн человек, из которых 8,2 млн человек отно­сили себя к русским (табл. 2). Доля русских среди населения восточных округов Уральской области (Ишимского, Курганского, Тобольского, Тюменского и Шадринского ) составляла 93,6 % (2,2 млн человек.).

Таблица 2

Численность и удельный вес русского населения Сибири и Д. Востока по данным переписи 1926*

Все население (тыс. чел.)

Численность русских (тыс. чел.)

Уд. вес русских в населении

Сибирский край

Бурят-Монгольская

Дальневосточный

* С учетом иностранных граждан.

Дальнейший рост численности русских в Сибири был связан с миграционным притоком населения в восточные районы страны. Сдер­живающим фактором увеличения численности русского населения явилось сокращение рождаемости и рост смертности, обусловленные индустриализацией, коллективизацией и голодом 1931-32 (см. Голод в Сибири ). Однако основным трендом демографического развития, как и прежде, оставалось быстрое нарастание численности русских.

Таблица 3

Численность и удельный вес русского населения Сибири и Д. Востока* по данным переписи 1939

население

Численность русских (тыс. чел.)

Уд. вес русских в населении (%)

Новосибирская обл.

Омская обл.

Читинская обл.

Бурят-Монгольская

Якутская АССР

Хабаровский кр.

В т. ч. Амурская обл.

108,9

75,176,070,7

78,2

* По административно-территориальному устройству 1939.

Перепись 1939 показала, что за Уралом проживало почти 14 млн представителей русского народа. Из них 7,6 млн сосредоточивались в Западной Сибири, 4,3 млн - в Восточной Сибири и почти 2 млн - на Дальнем Востоке. Удельный вес русских в на­селении восточных районов СССР составлял 82 %. Самая значительная доля русских была характерна для Западной Сибири, особенно для Новосибирской области (89 %). Высокая прослойка русских в населении в 1939 была зафиксирована в Читинской области и Красноярском крае (свыше 86 %).

Определить динамику численности русских в годы Великой Оте­чественной войны не представляется возможным из-за отсутствия статистических материалов о национальном составе населения Сибири и Дальнего Востока. Однако на основании данных о численности населения Сибири в 1941-45 (см. Население ) можно предположить, что численность русских в эти годы существен­но уменьшилась. Основными источниками сокращения явились мобилизации в армию, гибель людей в военных действиях, а также отрицательные показатели естественного прироста.

Завершение Великой Отечественной войны, компен­саторная волна рождаемости, сокращение смертности, приток мигрантов в восточные районы страны в связи с их форсированным промышленным и аграрным освоением оказали позитивное воздействие на динамику численности русского народа. Хотя в послевоенные годы практически все народы России приня­ли участие в заселении и освоении восточных районов страны, население Сибири и Дальнего Востока преимущественно увеличивалось за счет русских.

Таблица 4

Численность русского населения Сибири и Дальнего Востока по данным переписей населения, тыс. человек.

Алтайский кр.

Новосибирская обл.

Омская обл.

Томская обл.

Тюменская обл.

Курганская обл.

Читинская обл.

Бурятская АССР

Тувинская АССР

Якутская АССР

Приморский кр.

Хабаровский кр.

Амурская обл.

Камчатская обл.

Магаданская обл.

Как свидетельствуют переписи населения послевоенных лет, численность русских особенно быстро увеличивалась в тех реги­онах Сибири и Дальнего Востока, которые развивали сырьевые и энергодобывающие отрасли экономики. В Тюменской области , где создавался нефтегазовый комплекс, численность русских за 1959-89 выросла более чем в 2,5 раза. Удвоилось количество русского населения в Якутии, Магаданской и Камчатской областях. Быстрыми темпами нарастала численность русских в Хабаровском и Приморском краях , в Иркутской области , а также в Бу­рятии и Туве . В 1959 доля русских в населении Сибири и Дальнего Востока, включая Курганскую область , составляла 83,2 %, в 1970 и 1979 - 85,0 %, в 1989 - 83,6 %.

После распада СССР и втягивания России в мощный демографический кризис ситуация изменилась в сторону ухудше­ния. Темпы роста численности русских резко сократились вследствие явно неблагоприятных воспроизводственных процессов: падения рождаемости и увеличения смертности. Приток русского населения из стран ближнего зарубежья был не в со­стоянии компенсировать негативные тенденции.

По переписи 2002 в Сибирском федеральном округе проживало 17 530,9 тыс. русских (87,4 % от всего населения). Русское население Республики Алтай составляло 116,5 тыс. человек (57,4 %), Республики Бурятия - 665,5 тыс. (67,8 %), Республики Тыва - 61,4 тыс. (20,0 %), Республики Хакасия - 438,4 тыс. (80,3 %), Алтайского края - 2 398,1 тыс. (92,0 %), Крас­ноярского края - 2 638,3 тыс. (88,9 %), Иркутской области - 2 320,5 тыс. (89,9 %), Кемеровской области - 2 664,8 тыс. (91,9 %), Новосибирской области - 2 504,1 тыс. (93,0 %), Омской области - 1 735,5 тыс. (83,5 %), Томской области - 950,2 тыс. (90,8), Читинской области - 1 037,5 тыс. человек (89,8 %). В Дальневосточном федеральном округе прожи­вало 5 470,8 тыс. русских (81,7 %), в том числе в Республике Саха (Якутия) - 390,7 тыс. человек (41,2 %), в Приморском крае - 1 861,8 тыс. (89,9 %), в Хабаровском крае - 1 290,3 тыс. (89,8 %), в Амурской области - 831,0 тыс. (92,0 %), в Камчатской области - 290,1 тыс. (80,9 %), в Магаданской области - 146,5 тыс. (80,2 %), в Сахалинской области - 460,8 тыс. (84,3 %), в Еврейской АО - 171,7 тыс. (89,9 %), в Чукотском автономном округе - 27,9 тыс. человек (51,9 %). В Тюменской области перепись зафиксировала 2 336,5 тыс. русских (71,6 %), в Курганской области - 932,6 (81,5 %). В вышеперечисленных регионах в целом доля русских составляла 84,6 %.

В ходе заселения Сибири под воздействием природно-географических, социально-экономических и других факторов, а также контактов с местным населением или ассимиляции иноэтничных групп формировались локальные группы русских (этнотерриториальные, этносоциальные, конфессиональные). Карту их расселения на начало ХХ в. составили в 1979 Г.Н. Озерова и Т.М. Петрова. В русском населении выде­лялись 2 большие группы: старожилов, заселявших и осваивавших Сибирь в XVII - первой половине XIX в., назы­вавшихся на большей части территории чалдонами (см. Сибиряки ), и переселенцев, появившихся в регионе позднее и образовывавших территориально-этнографические группы мигран­тов, связанных местом выхода на сибирскую территорию. В старожильческих селениях выделялись края, называвшиеся «Российский», «Расея», «Тамбовский», «Рязанский» и другие. Группы старожилов смешанного происхождения в начале ХХ в. сохранялись на севере и северо-востоке Си­бири, в Якутии, Забайкалье. На Таймыре проживали затундренные крестьяне; на Камчатке - камчадалы , на Колыме и Камчатке - потомки гижигинцев (выходцы из западных и восточных сибирских губерний , смешавшиеся с якутянами и новокрещеными коряками); по реке Колыма - 2 большие группы колымчан : нижне- и среднеколымские, потомки русских старожилов, вступавших в брачные связи с юкаги­рами; на берегах Среднего Анадыря - марковцы/марковчане (по названию села Марково); в Якутии (в поселке Русское Устье) - русско-устьинцы (полярненские), или индигирцы/индигирщики - потомки русских поморов-мореходов (обособ­ленная группа русских крестьян и мещан , занимавшихся охотничье-промысловым хозяйством на берегах Среднего Анадыря и сохранивших русский язык и культуру, несмотря на брачные связи с юкагирами , эвенами , эвенками и якутами); по реке Лене - якутяне, представлявшие население бывших ямщицких селений; в устье Колымы в поселке Походск - походчане (походские); в низовьях Енисея - усть-енисейцы (сельдюки); в бассейне - ангарцы. В Бурятии в результате смешения казаков с бурятами и тунгусами появились гураны и карымы. Ряд локальных культурно-исторических групп сложного этнического состава, в основе своей русского, представляют казаки (см. Казачество Азиатской России ).

На территории Сибири проживали представители различных согласий поповского (см. Поповцы в Сибири ) и бес­поповского (см. Беспоповцы в Сибири ) направлений старообрядчества. С 1830-х гг. в Сибири начинают организовываться единоверческие приходы (см. Единоверие в Сибири ). Согласие староверов-часовенных (софонтиевцев), одно из наиболее значительных, после 1840 перешло к беспоповской практике (см. Часовенные Сибири ). Группа старообрядческого населения Сибири, организовавшая в 1760-е гг. поселения в Алтайских горах по реке Бухтарме, носит наименование «бухтарминцы», или «каменщики» (см. Бухтарминцы ). По Манифесту 14 декабря 1762 старообрядцы , жившие в Польше, были насильственно переселены на Алтай и в Забайкалье. Переселенцы прибыли в Сибирь после 1764. В этом потоке были представители согласий поповского и бес­поповского направлений. За ними закрепилось название «поляки», т. е. переселившиеся из Польши. На Алтае и в Восточном Казахстане потомков этих переселенцев до сих пор именуют «поляками», а в Забайкалье - «семейскими» (см. Семейские ). В Сибири распространено также наименование старообрядцев «кержаками», которое про­исходит от названия места расположения старообрядческого центра в Керженских лесах Нижегородской губернии .

В ходе заселения сибирской территории русские адаптирова­лись к условиям различных природно-ландшафтных зон. Принесенная русским крестьянством земледельческая культура, вы­работанная веками, получила дальнейшее развитие (см. Сельское хозяйство ). Использовались формы общинного землепользования и самоуправления (см. Община крестьянская ). Вспомогательную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, различные ремесла. С появлением переселенцев началось бурное развитие промыслов. Вместе с тем, в ряде регионов базовая культурно-хозяйственная модель, сочетавшая земледелие (выращивание зерновых, овощных и технических культур), скотоводство (разведение крупного и мелкого рогатого скота, ло­шадей, свиней, домашних птиц), промыслы (кузнечный, столярный, бондарный, пимокатный и другие) существенно трансформировалась. В условиях Крайнего Севера ее воспро­изведение оказалось невозможным. Русские поселенцы вы­нуждены были перейти к хозяйственным методам коренного населения. Региональной особенностью являлось ездовое собаководство (на Крайнем Севере) и мараловодство на юге. В результате хозяйственного освоения русскими Сибири ее степной и лесостепной зоны ста­ли районами земледелия и животноводства, северные - промысловой зоной (охота, рыболовство), а горные - районами горных промыслов (руда, минералы, соль, уголь).

Русская семья (см. Семья крестьянская ) отличалась патриархальностью, многодетностью, сложным межпоколенным составом. С конца XIX в. начинает превалиро­вать малая нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей. Характерными для русских Сибири являются браки с людьми разных национальностей. В 1950-70-е гг. в отдельных регионах Западной Сибири межэтнические браки составляли от 38 до 73 %, в 2000 - около 20 %.

Для русского населения Сибири характерна вариатив­ность традиционно-бытовой культуры, обусловленная историческими, политическими, социально-экономическими, природно-географическими, этническими и другими фак­торами.

Основным носителем русских традиционных форм культуры жиз­необеспечения (поселения и жилища, одежда и обувь, пища и утварь) являлось крестьянство (см. Культура материальная крестьянская ). Духовная культура русских в Сибири базировалась на системе ценностей, связанных с опорой на традиции и заветы предков, уважением и соблюдением обрядов, восприимчивостью к достиже­ниям иноэтничных культур, обеспечивающей чувство надежности, позволяющей успешно ориентироваться в социокультурной сфере жизнедеятельности. Русское крестьянское изобра­зительное искусство Сибири развивалось в русле национальной художественной культуры, было полноправным ее вариантом, способст­вовало обогащению ее новыми элементами.

Важную роль в развитии культуры играл и играет фольклор (см. Русский фольклор ). В современных услови­ях самым массовым и жизнеспособным жанром русского фольклора является внеобрядовая лирическая песня. Русские песни отличались синхронным функционированием 2 разносторонних фольклорно-этнографических пластов: старо­жильческого (северорусского) и новопоселенческого (западнорусского, интегрированного с белорусским).

Активно бытует и продолжает развиваться частушка, распространены различные пословицы, поговорки и анек­доты. Из активного бытования практически вышел традиционный обрядовый фольклор. К концу ХХ в. частично сохранились лишь рождественские колядки, масленичные протяжные песни и благопожелания, отдельные свадебные песни и похоронные при­четы. В 1950-60-е гг. на гуляньях исполнялись различные танцы (барыня, вальс, кадриль, коробочка, краковяк, лявониха, подгорная, падеспань, полечка, полька-ба­бочка, танго, твист, фокстрот, цыганочка). Традиционная танцевальная культура к концу ХХ в. почти полностью исчезла, предпочтение народному танцу отдавало лишь старшее поколение. Образцы традиционного русского песенного, музыкального и танцевального фольклора воспроизводятся в основном участниками детских и взрослых коллективов.

В проведении обрядовых действий обычно принимают участие не только члены одной семьи, но и родственни­ки, друзья, знакомые, соседи, товарищи по учебе, кол­леги по работе. Широкий круг участников семейных об­рядов обусловливает их определенную устойчивость и преемст­венность. В традиционный русский обрядовый свадебный комплекс входили сватовство, сговор, девичник, баня, свадьба, послесвадебные обряды. Современный свадебный обряд русского населе­ния отличается значительной вариативностью. Предсвадебное сватовство со сватами, метафорическими приговорами пос­тепенно трансформируется в семейный совет, на котором решаются все основные вопросы будущей свадьбы.

Самым распространенным намогильным сооруже­нием у русских является деревянный крест. Со второй половины ХХ в. наблюдается последующая замена крестов разнообраз­ными надгробиями из металла, мраморной крошки или плит. Обязательная поминальная тризна совершается сразу после захоронения, а также на 9-й и 40-й дни после смерти (некоторые отмечают и 20-й), на полгода и год. Основными днями для поминовения усопших являются Радуница и Трои­ца. После возобновления деятельности церквей возродилась традиция ставить свечки «за упокой души».

Самым любимым праздником для русских является Новый год. К середине декабря начинается строительство снежных и ледовых городков, деревянных, железных и снежных горок. В летней обрядности наиболее стойко сохраняются тра­диции Троицы и Ивана Купалы. Современная обрядность русского населения отличается как значительным разнообразием, так и унификацией отдельных ритуальных действий. Религиозно-магические и символические элементы праздников и обрядов постепенно утрачиваются, а игровые и развлекательные функции усили­ваются.

По религиозной принадлежности русские Сибири в подавляю­щем большинстве являются православными христианами (в том числе старообрядцами), встречаются протестанты различных деноминаций, а в последние десятилетия - приверженцы неорелигий. Несмотря на то, что большинство современных русских считают себя православными, их религиозной сознание представляется довольно аморфным: «И верю, и не верю», «Не верующий и не атеист» и т. д. Лишь около 10 % русских ре­гулярно ходят в церковь, причащаются, исповедуются, соблюдают религиозные посты, отмечают религиозные праздники, знают и выполняют основные церковные каноны. До настоящего времени в быту сохраняются отголоски языческих божеств - домовых, русалок, леших и других, частично - вера в магию. Основная часть бытующих заговоров составляют лечебные, а также бытовые, любовные, социальные и другие. В качестве оберегов по-прежнему используются крестики, иконки, молитвы, булавки (иголки), подковки, мак и другое.

Среди главных факторов, детерминирующих этносоциальные процессы в разных регионах страны, в том числе и у русского населения Сибири, можно выделить общие тенденции мирового развития, экономическую и национальную политику государства, особенности регионального этнокультурного массива и протекаю­щих здесь миграционных процессов, исторический опыт этнокультурных взаимодействий. Урбанизация и стандартизация быта наибольшее влияние оказали на процессы, протекающие в сфере материальной культуры. Основу развития современной духовной культуры составляет синтез фольклорной и профессиональной культур. Частичное разрушение механизма межпоколенной транс­миссии, увеличение роли технически опосредованных контактов приводят к усилению позиций профессиональной культу­ры. Из семейных обрядов наиболее консервативными оказались обряды похоронно-поминального цикла (сохране­ние запретов и примет, связанных с покойником, традиционные сроки похорон и поминок, приготовление определенных блюд и др.). В свадебной обрядности сохраняются: выкуп невесты, благословение молодых, свадебный каравай, осыпание зер­ном и другое. В наименьшей степени сохранились обряды родильно-крестильного цикла, что во многом обусловлено исчез­новением главного их действующего лица - повитухи. К концу ХХ в. вновь восстанавливаются забытые многие понятия «крестных» отцов и матерей, которых называют также «лёльками».

Современное русское население Сибири отличается довольно высокой гетерогенностью, обусловленной спецификой заселения и расселения, разнообразными социально-экономическими, природно-географическими, этнокультурными и другими факторами. Его самосознание характеризуется многоуровневостью, усилением религиозные (православные) и региональные (сибиряки ) самосознания, самоидентификацией новых и старых социальных категорий (казаки, «кулаки», дворяне, фермеры и другие). Культура представляет собой сложный много­гранный феномен с многослойными напластованиями и синкретизмом различных традиций, широким диапазоном диалектов, фольклора, обрядов, форм культуры, активными межэтническими связями. Характерно исчезновение одних и сохранение других (полностью или частично) традиционных форм материальной и духовной культуры, трансформация и адаптация их к изменяющимся условиям общественного быта, появление и включение новых и заимствованных эле­ментов. В начале XXI в. доминирующим является процесс этнокультурной консолидации и выработки общесибирских форм традиционно-бытовой культуры.

Лит.: Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельческое освоение. Новосибирск, 1965; Колес­ников А.Д. Русское население Западной Сибири в XVIII - начале XIX в. Омск , 1973; Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII - первая половина XIX в.). Новосибирск, 1979; Этнография русского крестьянства Сибири. XVII - середина XIX в. М., 1981; Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. Новосибирск, 1985; Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989; Люцидарская А.А. Старожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII - начало XVIII в. Новосибирск, 1992; Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск , 1995; Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX в.: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995; Липинская В.А. Ста­рожилы и переселенцы. Русские на Алтае. XVIII - начало ХХ века. М., 1996; Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск, 1997; Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998; Жигунова М.А. Культура русских в Сибири: традиции и современность // Культурологические исследования в Сибири. Омск , 1999; Она же. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине ХХ в. Омск, 2004; Золотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX-ХХ в.). Омск, 2002; Традиционная культура русских Западной Сибири XIX-XX вв. Очерки истории и быта. Омск, 2003; Русские. М., 2003; Вахтин Н.Б., Головко Е.В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири. М., 2004; Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. Новосибирск, 2004; Русский этнос Сибири в XX веке. Новосибирск, 2004; Русский народный праздник. Омск, 2005; Шелегина О.Н. Адаптационные процессы в культуре жизне­обеспечения русского населения Сибири в XVIII - начале XX века. Новосибирск, 2005; Аргудяева Ю.В. Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России. Владивосток , 2006; Православные традиции в народной культуре восточных сла­вян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX-XX вв. Новосибирск, 2006; Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007; Гончаров Ю.М. Быт горожан Сибири во второй поло­вине XIX - начале XX в. Барнаул ; Тобольск , 2008; Мамсик Т.С. Из истории адаптивных этнокультурных трансформаций на раннем этапе освоения Сибири // Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах: опыт освоения Азиатской России: Матер. всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2008.

Сибирь - обширный историко-географический регион на северо-востоке Евразии. Сегодня он практически полностью расположен в пределах Российской Федерации. Население Сибири представлено русскими, а также многочисленными коренными народами (якутами, бурятами, тувинцами, ненцами и прочими). В общей сложности, в регионе проживает не менее 36 миллионов человек.

В этой статье речь пойдет об общих особенностях населения Сибири, о крупнейших городах и истории освоения данной территории.

Сибирь: общая характеристика региона

Чаще всего южная граница Сибири совпадает с государственной границей РФ. На западе она ограничена хребтами Уральских гор, на востоке - акваторией Тихого, а на севере - Северного Ледовитого океанов. Однако в историческом контексте Сибирь также охватывает и северо-восточные территории современного Казахстана.

Население Сибири (на 2017 год) составляет 36 миллионов человек. Географически регион делят на Западную и Восточную Сибирь. Линией разграничения между ними является река Енисей. Главные города Сибири - Барнаул, Томск, Норильск, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Иркутск, Омск, Тюмень.

Что касается названия данного региона, то его происхождение точно не установлено. Существует несколько версий. По одной из них топоним тесно связан с монгольским словом «шибир» - это болотистая местность, поросшая березовыми рощами. Предполагается, что именно так называли в Средние века эту местность монголы. А вот по мнению профессора Зои Бояршиновой, термин произошел от самоназвания этнической группы «сабир», язык которой считается предком всей угорской языковой группы.

Население Сибири: плотность и общая численность

Согласно переписи, проходившей еще в 2002 году, в пределах региона проживало 39,13 млн человек. Однако нынешняя численность населения Сибири - всего 36 миллионов жителей. Таким образом, это слабозаселенная территория, однако ее этническое разнообразие поистине огромно. Здесь проживает более 30 народов и народностей.

Средняя плотность населения в Сибири - 6 человек на 1 квадратный километр. Но она очень различна в разных частях региона. Так, самые высокие показатели плотности населения в Кемеровской области (около 33 чел. на кв. км.), а минимальные - в Красноярском крае и Республике Тыве (1,2 и 1,8 чел. на кв. км. соответственно). Наиболее плотно заселены долины крупных рек (Оби, Иртыша, Тобола и Ишима), а также предгорья Алтая.

Уровень урбанизации здесь достаточно высокий. Так, в городах Сибири на сегодняшний день проживает не менее 72 % жителей региона.

Демографические проблемы Сибири

Население Сибири стремительно сокращается. Причем, показатели смертности и рождаемости здесь, в общем и целом, практически идентичны общероссийским. А в Туле, например, показатели рождаемости и вовсе астрономичны для России.

Главная причина демографического кризиса в Сибири - миграционный отток населения (в первую очередь, молодежи). И лидирует в этих процессах Дальневосточный федеральный округ. С 1989 по 2010 год он «потерял» почти 20 % своего населения. Согласно опросам, около 40 % жителей Сибири мечтают выехать на постоянное место жительства в другие регионы. И это очень печальные показатели. Таким образом, Сибирь, покоренная и освоенная с таким огромным трудом, с каждым годом пустеет.

На сегодняшний день, сальдо миграции в регионе составляет 2,1 %. И в ближайшие годы этот показатель будет только расти. Сибирь (в частности, западная ее часть) уже очень остро ощущает дефицит трудовых ресурсов.

Коренное население Сибири: список народов

Сибирь в этническом плане - чрезвычайно пестрая территория. Здесь живут представители 36 коренных народов и этносов. Хотя преобладают в Сибири, конечно же, русские (примерно 90 %).

К десятке самых многочисленных коренных народностей региона относятся:

  1. Якуты (478 000 человек).
  2. Буряты (461 000).
  3. Тувинцы (264 000).
  4. Хакасы (73 000).
  5. Алтайцы (71 000).
  6. Ненцы (45 000).
  7. Эвенки (38 000).
  8. Ханты (31 000).
  9. Эвены (22 000).
  10. Манси (12 000).

Народы тюркской группы (хакасы, тувинцы, шорцы) проживают преимущественно в верховьях реки Енисей. Алтайцы - концентрируются в пределах Республики Алтай. В Забайкалье и Предбайкалье живут в основном буряты (на фото ниже), а в тайге Красноярского края - эвенки.

Полуостров Таймыр населяют ненцы (на следующем фото), долганы и нганасаны. А вот в низовьях Енисея компактно проживают кеты - малочисленный народ, использующий язык, который не входит ни в одну из известных языковых групп. В южной части Сибири в пределах степной и лесостепной зон проживают также татары и казахи.

Русское население Сибири, как правило, относит себя к православным. Казахи и татары по своему вероисповеданию являются мусульманами. Многие коренные народы региона придерживаются традиционных языческих верований.

Природные ресурсы и экономика

«Кладовая России» - так очень часто называют Сибирь, подразумевая грандиозные по масштабам и разнообразию минеральные ресурсы региона. Так, здесь сосредоточены колоссальные запасы нефти и газа, меди, свинца, платины, никеля, золота и серебра, алмазов, каменного угля и прочих полезных ископаемых. В недрах Сибири залегает около 60 % общероссийских залежей торфа.

Разумеется, экономика Сибири полностью ориентирована на добычу и переработку природных ресурсов региона. Причем, не только минеральных и топливно-энергетических, но и лесных. Помимо этого, в регионе достаточно развита цветная металлургия, а также целлюлозная промышленность.

В то же время, бурное развитие горнодобывающей и энергетической промышленности не могло не сказаться на экологии Сибири. Так, именно здесь расположены самые загрязненные города России - Норильск, Красноярск и Новокузнецк.

История освоения региона

После распада Золотой Орды земли к востоку от Урала по факту оказались ничейными. Лишь сибирские татары сумели организовать здесь свое государство - Сибирское Ханство. Правда, просуществовало оно совсем недолго.

Всерьез колонизацией сибирских земель занялся Иван Грозный, да и то - лишь к концу своего царского правления. До этого русские практически не интересовались землями, расположенными за Уралом. В конце XVI века казаки под руководством Ермака основывают в Сибири несколько городов-крепостей. Среди них - Тобольск, Тюмень и Сургут.

Вначале Сибирь осваивали ссыльные и каторжане. Позднее, уже в XIX веке, сюда стали съезжаться безземельные крестьяне в поисках свободных гектаров. Серьезное освоение Сибири началось лишь в конце XIX века. Во многом этому поспособствовала прокладка железнодорожной магистрали. В годы Второй мировой войны в Сибирь эвакуировали крупные заводы и предприятия Советского Союза, и это оказало положительное влияние на развитие экономики региона в будущем.

Главные города

В регионе девять городов, численность населения которых превышает 500-тысячный рубеж. Это:

  • Новосибирск.
  • Омск.
  • Красноярск.
  • Тюмень.
  • Барнаул.
  • Иркутск.
  • Томск.
  • Кемерово.
  • Новокузнецк.

Первые три города в этом списке являются «миллионерами» по количеству жителей.

Новосибирск - негласная столица Сибири, третий по численности населения город России. Он расположен на обоих берегах Оби - одной из крупнейших рек Евразии. Новосибирск - важный промышленный, торговый и культурный центр страны. Ведущие отрасли промышленности города - энергетика, металлургия и машиностроение. Основу экономики Новосибирска составляют около 200 крупных и средних предприятий.

Красноярск - самый старый из числа крупных городов Сибири. Он был основан еще в 1628 году. Это важнейший экономический и культурно-образовательный центр России. Красноярск расположен на берегах Енисея, на условной границе Западной и Восточной Сибири. В городе развита космическая отрасль, машиностроение, химическая промышленность и фармацевтика.

Тюмень - один из первых русских городов Сибири. Сегодня - это важнейший центр нефтепереработки в стране. Добыча нефти и газа поспособствовала бурному развитию в городе различных научных организаций. На сегодняшний день, около 10 % трудоспособного населения Тюмени работает в НИИ и вузах.

В заключение

Сибирь - крупнейший историко-географический регион России с населением 36 миллионов человек. Он необычайно богат различными природными ресурсами, однако страдает от ряда социальных и демографических проблем. В пределах региона лишь три города-миллионника. Это Новосибирск, Омск и Красноярск.

Дальний Восток – регион с уникальным географическим положением. Он имеет сухопутные или морские границы с Китаем, Кореей, Японией, США. Территория имеет выход к двум океанам – Тихому и Северному Ледовитому.

История освоения территории Дальнего Востока

Активное заселение Дальнего Востока началось в середине XIX века. Численность населения увеличивалась быстрыми темпами. Сюда переселялись крестьяне и казаки из центральных губерний и Сибири, а также иностранные граждане – корейцы и китайцы. В России люди, решившие перебраться на Дальний восток освобождались от военной службы, платили пониженные налоги и имели множество преимуществ в области освоения земель. В 1913 году иностранцы составляли 13% от всего населения.

Рис. 1. Дальневосточный федеральный округ на карте.

С развитием региона стали выделяться крупные города, которые постепенно стали крупными экономическими и культурными центрами – Благовещенск, Хабаровск, Николаевск, Владивосток.

Население Дальнего Востока

Площадь Дальнего востока составляет 6169, 3 тыс. кв. км. На этой территории проживает 7,6 млн. человек, что составляет 5% от всего населения России. Плотность населения распределена по территории неравномерно. Большее количество людей проживают в Приморском крае с плотностью 12 человек на 1 кв. км. А плотность, например, в Магаданской области составляет 0,3 человека на 1 кв. км. Основную часть населения составляют русские, украинцы и татары.

Демографическая ситуация характеризуется отрицательной динамикой. За последние годы численность населения сократилась – многие (особенно молодежь) покинули регион и перебрались поближе к столице.

Коренные народы Дальнего Востока

На территории Дальневосточного федерального округа проживает несколько коренных народов, численность каждого из которых не превышает 50 тысяч человек. К коренным жителям Дальнего Востока относятся эвенки, эвены, нанайцы, коряки, чукчи и другие.

– народ, проживающий в Восточной Сибири. Также встречаются в Монголии и северо-восточной части Китая. Численность населения составляет 37000 человек, половина из которых проживает в Якутии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Эвенки.

Эвены – народ, родственный эвенкам. проживают в основном на востоке страны. их численность составляет 20000 человек.

Нанайцы – еще один малочисленный народ, проживающий вдоль берегов Амура. «Нанай» в переводе буквально означало – человек земли. Большинство нанайцев проживают в Хабаровском крае.

Коряки – народ, проживающий на полуострове Камчатка, в Чукотской и Магаданской области. Население этого малочисленного народа составляет около 8 000 человек.

– народ численностью 15000 человек. Практически все население сосредоточено в Чукотском автономной округе.

Рис. 3. Чукчи.

Что мы узнали?

На территории Дальневосточного округа проживает множество народностей и национальностей. Среди них встречаются как переселенцы (китайцы, корейцы), так и коренные народы (коряки, чукчи, нанайцы). Плотность населения распределена по всей территории неоднородно. Самая большая плотность населения в Приморье, а самая маленькая – на Чукотке и в Магадане.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 138.