Автомобильный портал
Поиск по сайту

Что такое драг рейсинг? Техника для гонок. Автомобили для драг рейсинга

Какие необходимы автомобили?

Самый обыкновенный и скромный тип в драг рейсинге есть так называемый юниорский, в котором участвуют мальчишки 12–14-лет на дистанции, соответствующей 1/8 мили. Уменьшенные в размерах копии обычных драгстеров оборудованы двухтактными моторами. Потом идут автомобили, имеющие стандартные кузова, общее название – Super Street (время, необходимое на преодоление трассы, – от 10 с), Последняя группа разбита на определенные подгруппы в соответствии со степенью форсировок и переделок.

Машины класса Funny Car. С них и начинается самое интересное. Они оборудованы кузовами, сделанными из карбона, в бак заливается нитрометан, мощность их соответствует примерно 6000 лошадиным силам, время, необходимое для прохождения дистанции около 5–6 с и максимальная - скорость до 450 км/ч.

Драгстеры Top Methanol и Top Fuel ? это уже считается королевский класс. Они оснащены огромными задними колесами, а передние? почти велосипедные, клиновидной формы длинными кузовами. Также присутствуют антикрылья достаточно мощные, и огромный огненный выхлоп с душу раздирающим звуком. Мощность этих «монстров» достигает семи тысяч лошадиных сил, а дистанцию преодолевают мгновенно, за 5 секунд. Скорость на финише составляет до 480–490 км/ч.

Техника для драг рейсинга

Ничего из фантастических и футуристических конструкций совершенно нет, техническая часть дела в рамках регламента. Для изготовления шасси используют около 100 м труб из хромомолибдена, а облицовка изготовлена из карбона.

V-образный двигатель от автомобиля «Крайслер». Рабочий объем его около 6980 см 3, допустимо увеличение до 8193 см 3. Впускной коллектор оборудован механическим нагнетателем с ременным приводом. При рабочих оборотах (примерно 11000) мотор вбирает воздух со скоростью 1800 л/мин. Во впускном коллекторе появляется огромнейший перепад давления, он-то и приводит к сильнейшему его охлаждению. Заслонка, что расположена в корпусе воздухозаборника, тут же покрывается слоем инея, отсюда есть риск заклинивания ее. Во избежание заклинивания, незадолго перед стартом заслонку необходимо обработать антифризом. Из-за этого двигатель становится значительно дороже, чем шасси на два порядка.

Топливо есть огненное средство, которое позволяет выдавить из каждого см 3 до 13 литров в секунду. В стандартных условиях в соответствии с нормой топливо содержит около 90% нитрометана, а остальная часть составляет 10% метанола. В соответствии с влажностью воздуха и атмосферного давления пропорции меняются. В сам двигатель топливо подается посредством насоса, способность насоса накачать около 300 л в минуту. За весь период прогрева, отжига и гонки драгстер потребляет до 60 литров топлива.

Обязательная составная часть драгстера – это антикрылья. Они служат для торможения: при максимальной скорости заднее антикрыло обеспечивает силу прижима около 3 т, а переднее – около 900 кг.

Задние тормозные диски (спереди тормоза отсутствуют) изготовлены из углепластика. Привод является ручным рычагом. Основная тормозная система состоит из двух парашютов, что расположены в хвостовой части. Они создают торможение до 5g, что сопоставимо с разгоном. Во избежание пробуксовки вся мощность двигателя направляется к задним колесам посредством сложного механизма сцепления, имеющего гидропневматическое управление.


Техника прохождения гонок драгстеров

Предварительно пилот тратит на подготовку около 40 минут. Правильная посадка в кокпите занимает около 20 мин. Одетый в гоночный комбинезон пилот пристегивается в виде паука пятью ремнями, шлем гибко фиксируется на нем, шея дополнительно защищена специальным хомутом. Руки тоже закреплены ремнями.

В России именно заезды по прямой считаются основным видом уличных гонок. В этой статье мы расскажем, почему этот спорт называется "дрэг", а дистанция ограничена странным числом 402 и как в США сумели превратить нелегальную забаву в доходный бизнес.

Соревновательный дух был присущ человеку во все времена и всегда являлся одним из основных двигателей развития практически всех сфер жизни общества. Поэтому после изобретения автомобиля, проведение первой автомобильной гонки было лишь вопросом времени. Недолгого времени.

Спортивные дисциплины в разных частях света отличаются примерно так же, как и сами автомобили. И если старушка Европа всегда тяготела к кольцевым дисциплинам и ралли, то Новый Свет со своими многолитровыми «монстрами» пошел своим путем, упростив суть соревнований до предела: прямой участок дороги без светофоров, пара водителей, пара автомобилей… Кто первым пересек финишную черту, тот и уезжает с деньгами, женщинами и непошатнувшейся самооценкой.

Что значит drag racing?

Английское слово drag дословно переводится как «тащить/тянуть», что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.

1 / 2

2 / 2

По одной версии, в основу легла фраза «Drag your car out of the garage and race me!» («Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся»). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден «тащить» на трейлере свой автомобиль к месту старта.

Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол to drag употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.

Как все начиналось

Дрэг-рейсинг зародился в Америке в 30-х годах на соляных озерах Калифорнии. Моторы становились мощнее, водители смелее, а максимальная скорость в 100 миль в час уже не была чем-то запредельным. Гонки по прямой, благодаря своей простоте и доступности, стремительно набирали популярность по всему континенту.

Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабам бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки в послевоенное время переживала небывалый подъем, рынок наводнили новые модели, в то время как автомобили 30-х годов стремительно падали в цене, становясь доступными для жадной до скорости молодежи. Именно довоенная техника и мощные форсированные моторы, увидевшие свет в конце 40-х - начале 50-х стали той самой технической базой, которая легла в основу профессионального дрэг-рейсинга.

В конце 40-х годов дрэг-рейсинг развивался очень стремительно, по-прежнему оставаясь незаконной забавой молодых фанатов скорости. Заезды проводились в городах, на автострадах и заброшенных после войны аэродромах. В 1949 году на бывшей военной базе в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования, которые большинство автоисториков и определяют как точку отсчета в истории гонок на четверть мили.

Профессиональный дрэг

1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно «горячий жезл») авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.


Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.


Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.

Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики - достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.

Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).

Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.


Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.


В 1947 году молодой гонщик проявляет себя как отличный организатор и встает у истоков Southern California Timing Association. Именно под эгидой SCTA проходит первое мероприятие SpeedWeek, до сих пор проводимое на знаменитых высохших озерах Бонневилля, которое явилось началом эры, когда пилоты стали сражаться не столько друг с другом, сколько со временем прохождения дистанции ради рекордов.

Ну а после того, как Паркс стал редактором ставшего вскоре культовым журнала для автомобильных энтузиастов Hot Rod, он довольно быстро обзавелся необходимым влиянием в тематических кругах, чтобы создать в 1951 Национальную Хот Род Ассоциацию (NHRA). Ассоциация позволила «превратить хаос в порядок» посредством внедрения в стремительно набирающий обороты драг-рейсинг регламента проведения гонок, расширенного разделения болидов на классы и необходимых требований безопасности. Уолли Паркс стал первым президентом NHRA.


За без малого 60-летнюю историю NHRA скорости на стрипе возросли многократно, технологии развивались сумасшедшими темпами, молодые гонщики сменяли более опытных, но народная любовь к заездам на классический квотер только росла. Сегодня NHRA является самой крупной организацией в мировом автоспорте. Посудите сами: 80 000 членов, 140 стрипов по всей Америке, более 35 000 лицензированных пилотов и порядка 5 000 журналистов с аккредитацией Ассоциации.

Спустя десятилетия с момента ее основания Уолли Паркс сказал: «Стоя у истоков, мы и подумать не могли, во что все это выльется. Никто не мог даже в самых смелых мечтах представить ошеломляющий успех и масштабы роста NHRA. У нас были вполне здоровые амбиции, среди нас не было гениев маркетинга или планирования, вещи случались сами, а мы просто следовали нашим инстинктам. Мы хотели сами контролировать свою судьбу и быть хозяевами собственных жизней. И благодаря сопутствующей удаче и помощи огромного количества небезразличных людей это все стало возможным».

Именно благодаря энтузиастам своего дела и бесконечной вере в свою идею дрэг-рейсинг трансформировался из подпольных гонок американской молодежи послевоенных лет во всемирно популярную дисциплину автоспорта.

Сейчас желаю вам рассказать об одном виде автоспорта — о драг рейсинге. Пойдет речь об истории зарождения драга, о соревнованиях, заряженных тачках и многом другом. Когда у нас атаковали зимний дворец и у власти встали большевики, в США, на деньке высохшего озера Мохава развивались запредельные для начала 20-ых годов трехзначные числа на спидометре. Что все-таки требовалось?

История драга

Участник должен предоставить автомобиль, способный проехать по прямой полосы 1/4 мили либо на наш лад 402 метра. Победителем являлся не тот, кто покажет наилучшие секунды на финише, а тот, кто сможет развить наивысшую скорость. Позднее стали считать секунды и скорость отодвинулась на 2-ой план, кстати, современные драгстеры (авто, сконструированные специально для драга) проходят 402 метра за 4.5 секунды.

Во время войны правительство отобрало место, привлекавшее гонщиков-любителей со всего мира, и выстроила там воздушную базу. Годом официального основания драг рейсинга считается 1948, этот год ознаменовал постройку первой специальной трассы. Сначала 50-х молодежь взялась за освоение нового вида спорта, довоенные тачки свалились в стоимости, но были неплохой площадкой для доработок. И что мы имеем на данный момент? Высшую популярность, каждогодние мировые, континентальные, да что гласить, даже городские чемпионаты по драгу!

Драгстеры

Без доработок ловить на драге нечего. Гонщики устанавливают обвесы для усовершенствованной аэродинамики, снимают все избыточное, меняют резину на гоночные слики шириной в 65 см для улучшения сцепления, самую важную роль играют обороты и литраж мотора. На очень массивные тележки к днищу цепляют особые блокираторы, чтоб на старте не оказаться лежащим на крыше собственной ласточки, ведь лучшие драгстеры имеют более 5000 лошадей.

До того как перейти к демонам скорости, нужно упомянуть о таковой разновидности как Wheelie, на российский — вилли. Победителем в этой категории является тот, кто проедет на задних колесах далее всех.

Рекорд держит заряженный додж, проехал 350 футов либо 107 метров.

Top Fuel

Top Fuel — высшая квалификация автомобилей для драга, еще их именуют бесы скорости либо землеройки. Понимаете почему? Да так как, пока вы читаете это предложение, пилот успевает проехать трассу (402 метра) и развивает при всем этом скорость более 460 км/ч. Чтоб затормозить такое волшебство, необходимо 3 парашюта, которые выстреливаются сходу после финиша, представляете, как пилота вжимает в сидушку на старте, если через 0.8 сек он уже едет на скорости выше 100 км/ч? Перегрузки на старте составляют 5-7 g, столько же, сколько у летчиков при выполнении фигур высшего пилотажа.

Факты

  • Понимаете, наверняка, гонку NASCAR Daytona 500? Итак вот один движок Top Fuel сильнее чем девять взятых вместе тех авто, впечатляет, да?
  • Наибольшее кол-во оборотов 9500 за минуту.
  • Движок потребляет 6 л. нитрометана за секунду, стоимость на него около 2000 рублей за 1 литр, даже Боинг наименее прожорлив на горючее.
  • Из-за больших перегрузок пилот Драгстера нечего не лицезреет до финиша.
  • На секунду заезда тратится до 00.
  • Мотора хватает кое-где на 500 стартов, далее он обыденно приходит в негодность.
  • Свечки зажигания на сто процентов погибают еще сначала заезда, чтоб приостановить чудище необходимо перекрыть ему подачу горючего.

Драг на улицах

Думаю многие слышали в новостях о том, как дорожные полицейские отловили гонщиков ночкой, нередко передают об катастрофах на дорогах, где виновником является пилот-драгер. Гонки устраивают на широких и прямых участках трассы типа МКАда, скорости не ужаснее чем на трассах, рекорд скорости МКАД составляет 333 км/ч установлена на Ауди RS6 Evotech, камеры которые установленные на столбах успевают снять машину. Но, если скорость выше 260 км/ч, то фото выходит так смазанной, что даже марку отличить тяжело.

Драг-рейсинг заключается в спринтерских заездах на дистанцию в 402 метра (четверть 1/4 мили) по идеально-прямой трассе. Реже заезды проводят по более длинным дистанциям, например, 1/2 мили (около 804 м), 1/8 мили (201 метров), либо на мерную милю (1609 метро).

В Россиии нередко дрэг-рейсинг путают со стритрейсингом, однако, это совершенно разные дисциплины, причем последняя, в большинстве стран мира, является противозаконной.

Для драг-рейсинга существует несколько классов автомобилей, различающихся по весу и объему двигателей.

Основные классы автомобилей в соревнованиях по драг-рейсингу

SL (Street Light) – серийный или серийный с небольшими доработками автомобиль, объем двигателя которого составляет не более 1,6 литра. Однако, в отношении русских машин (ИЖ, ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ) планка поднимается до 2,0 литров. Вес не менее 550 кг.

FS (Fast Street) категорий A, B и C – уличный быстрый. Серийный или доработанный серийный. В зависимости от объема двигателя присваивается класс A (объес двигателя от 1,6 до 2,0 литров), класс B (объем двигателя от 2,0 до 2,5 литров) и класс C (объем двигателя от 2,5 до 3,0 литров). Минимальный вес 550 кг для класса A и 900 кг — для классов B и C.

US (Unlimited Street) – уличный неограниченный. Серийный или доработанный серийный. Объем двигателя от 3,0 литров. Минимальный вес составляет 1 000 кг.

SS (Super Stock) – серийный улучшенный. Любая машина, проходящая 402 метра быстрее, чем за 10 секунд.

Кроме автомобилей, дрег-рейсинг проводится на реактивных автомобилях, мотоциклах, велосипедах и даже на тракторах, а также другой экзотической технике. Но этим чаще всего увлекаются американцы.

В России и странах СНГ дрэг-рейсинг , в качестве спортивной дисциплины, проводится уже несколько лет подряд. Для заездов используются как специальные трассы, так и арендуемые бывшие взлетно-посадочные полосы упраздненных аэродромов.

Самые мощные драгстеры

Больше остальных в драг-рейсинге преуспели американцы. Там соревнования по Drag Racing проводятся уже более полувека. При этом, в США строят для гонок строят специальную технику, обладающую минимальным весом и о очень мощными двигателями. Такие транспортные средства называют дрэгстерами.

Самые мощные драгстеры имеют мощность 6000 – 7000 л.с. и обладают весом менее тонны (500-600 кг.). Такие машины разгоняются до 530 км/ч к концу трека, а разгон до 100 км/ч происходит в течение 0,4 – 0,6 секунд. Всего же на преодоление четверти мили им достаточно около 4,5 секунд.

Дрэг-рейсинг (Drag Racing в переводе с английского «гонки на дрэгстерах») — спортивное гоночное соревнование, представляющее из себя заезд двух дрэгстеров (супермощных автомобилей или мотоциклов) на расстояние в 402 метра (¼ мили). По сути, дрэг-рейсинг — это гонка на ускорение на прямой дистанции.

Состязания по дрэг-рейсингу могут проводиться фактически на любом автомобиле, но для заездов профессионалов конструируются специальные авто, представляющие собой облегченную систему с мощным двигателем. Узлы управления часто бывают довольно просты, так как состязания ведутся на совершенно прямой трассе.

Профессиональные дрэгстеры имеют мощность мотора 6000 л.с. (второй класс дрэгстеров «funny car») и больше 7000 л.с. в высших категориях («top fuel») при фактической массе до одной тонны. Такие автомобили проходят дистанцию в четверть мили за 3,5-4 секунды и могут развить скорость 500-530км/ч. А первые 100 км/ч достигаются уже за 0,2-0,5 секунды.

Пионером дрэгрейсинга по праву является Юниорская Лига дрэг-рейсинга США, начавшая свое развитие в 1992 году. Юниорские лиги дрэг-рейсинга возникли и в Европе, в частности, в Финляндии. Как показывает время, они магнитом притягивают к себе молодых людей, становясь школами для будущих пилотов-профессионалов, механиков, конструкторов дрэгстеров. Приобщение к сообществу явилось к тому же и действенной методикой отвлечения подростков от пагубного воздействия улицы и привлечению к интереснейшему занятию — дрэг-рейсингу.

В России до недавнего времени соревнования типа «Дрэг-рейсинг» проводились полулегально, на пустынных дорогах, нередки были инциденты с ГИБДД. Частые конфликты с участниками соревнований явились толчком к созданию в 2002 году легальной организации любителей этого вида автогонок: Российской Федерации Дрэг Рейсинга (РФДР), соединившей организаторов и энтузиастов этого направления автоспорта из различных городов РФ и ближнего зарубежья.

В 2005 году было закончено строительство первой в России трассы для дрэг-рейсинга. Дорога проходит в 200 км от г. Красноярска около п. Балахта. До 2007 года на подготовленной дистанции проходили состязания по Дрэг-рэйсингу — «GT-Сейшн Сибири и Дальнего Востока». Также дрэг-стрипы проложены в столичном Тушино, на магистрали «Красное кольцо» под Красноярском, на которой до 2008 года включительно проходили ставшие популярными в России автогонки формата дрэг-рейсинг — Дрэг-Битва .

Рекорд России и стран СНГ, КОЕ Винница, Андрей Кравченко 1/4mile — 7.820sec!

Сейчас это событие приобрело элементы семейного праздника. Вот почему на трибунах можно видеть целые семьи ценителей драг рейсинга, приобщающих своих детей к увлекательному миру мужественных людей и мощных машин.